- Жребий Пресвятой Девы Марии
- Грузинские иконы
- Крещение
- В 4 веке многие храмы в Грузии были построены святыми отцами из Антиохии
- Современное положение
- Религиозный состав населения
- Православие
- История
- Святыни и храмы Грузии
- Ислам
- Иудаизм
- Католицизм
- Протестанты
- Верующие других религий
- Атеисты
- Современное состояние Церкви в Грузии
- В Иверии святая Нина исцеляла людей своими молитвами
- Дальнейшая история церкви до наших дней
- Что общего у Грузинской и Русской церквей?
- Чем Грузинская церковь отличается от православной Русской церкви?
- Проповедь равноапостольной Нины, просветительницы Грузии
- Апостольская проповедь
- Какая вера у грузин: Грузинская Церковь после Крещения
- Главные церковные праздники грузин
- Грузия как часть Российского Православия
Жребий Пресвятой Девы Марии
Христианство в Грузии зародилось во времена первых апостолов. Иберия пошла по жребию к Богородице, когда первые апостолы выбрали страны для проповедования Христа. Но по воле Божьей эта миссия была возложена на апостола Андрея.
Согласно легенде, апостолы Матфей, Таддео, Симона Каннаит, которые там приняли мученическую смерть, вели проповедническую деятельность. Становление христианства было непростым. В начале своего развития его преследовали почти триста лет. Царь Фарсман I в I веке организовал жестокие гонения на христиан, которые были сосланы на принудительные работы в Тавриду.
История становления Православия в Грузии заслуживает особого внимания, потому что все события, связанные с крещением грузин, имеют определенные исторические даты, а отдельные чудотворные факты, связанные с этим явлением, взяты не из легенд и преданий, а из реальных событий, свидетелями которых являются очевидцы.
Православие в Грузии получило официальное признание в 324 году. Это великое событие связано с именами:
- Сан-Нино из Каппадокии. Его проповедь способствовала принятию грузинами крещения.
- Царь Мириан, обратившийся в веру благодаря святой Нине и чудесному исцелению от слепоты, поразившей его, когда он обратился к Господу.
- Святая королева гномов.
без этих названий невозможно представить православную Грузию.
Сан-Нино родился в городе Каппадокия в христианской семье и с детства получил соответствующее образование. Уже в юности, спасаясь от гонений императора Диоклетиана в 303 году, она вместе с 37 христианскими девушками бежала в Армению, где чудом избежала смерти, а затем в Иберию, где проповедовала Христа.
Грузинские иконы
Среди икон Грузинской православной церкви первое место также занимают изображения Богородицы. Чудотворная грузинская икона Пресвятой Богородицы прославилась в России. По легенде, он имеет грузинское происхождение, во время боевых действий был похищен персами. Благодаря молитвам перед этой иконой было совершено множество чудес в разных городах России, ее нынешнее местонахождение неизвестно.
Не менее почитаема икона царицы Тамары. Во время его правления страна достигла максимального процветания. Царица Тамара установила не только экономические и социальные связи государства, но и религиозные. Благородная царица была милосердна не только к своему народу, но и к своим врагам, за которых она была канонизирована в 1213 году.
Во многих грузинских церквях, как в виде фресок, так и в виде икон, можно увидеть большое количество иконографических изображений святых Нины и Георгия Победоносца.
Грузинская церковь отличается своеобразной иконописью и архитектурой. Для грузинских храмов характерно наличие классического купола в форме высокой пирамиды (шатра). Интересно, что такие купола попали в Грузию не из Византии, но они, скорее всего, являются примером влияния зороастрийской персидской архитектуры. Пирамида считалась священным символом огня, так же как традиционные русские «луковичные» купола напоминают свечу, символ молитвы.
Крещение
Правящий грузинский царь Мариан и его жена Нано были набожными язычниками. По молитвам Нино давно и тяжело больная царица была исцелена и приняла крещение от святого, что вызвало гнев царя, готового казнить обеих женщин. Но 20 июля 323 г с ним произошла такая же история, как и с апостолом Павлом.
Во время охоты и узнав о крещении своей жены, королева Нано сердито поклялась казнить ее и Нино. Но, как только он начал угрожать казнью Нино и королевы и проклинать, он сразу ослеп. Он не получил помощи от своих идолов и в отчаянии молился Христу. Его зрение вернулось.
Эти события произошли весной 323 года, а 6 мая того же года исцелившись от внезапной слепоты, веря в силу Христа, грузинский царь Мириан обратился в Православие. Это событие стало поворотным в истории Грузии, так как после обращения царь стал верным лидером Православия в своей стране.
14 октября 324 г. (по некоторым данным в 326 г.) в Мцхете на реке Кура посланный специально для этой цели царем Константином Великим епископ Иоанн крестил народ. В тот день крестились десятки тысяч грузин. Эта дата — время начала крещения Грузии. С тех пор православие стало официальной государственной религией.
В ознаменование победы христианства в Картлийских горах были установлены кресты. А в Мцхете царь Мириан, положивший начало строительству храмов, построил первый в истории страны православный храм Светицховели (животворящий столп), то есть Собор Двенадцати Апостолов. Если вам довелось побывать в Грузии, обязательно посетите этот храм.
После крещения православная Грузия больше не вернулась к язычеству. Коронованные отступники периодически появлялись и стремились преследовать верующих во Христа. Но грузинский народ никогда не отказывался от своей веры.
Кроме того, известно немало фактов о массовых подвигах грузин во имя Христовой веры. Это хорошо известный исторический факт, когда в 1227 году мусульмане во главе с шахиншахом Джалал Эд Дином взяли Тбилиси и горожанам было обещано сохранение жизни в обмен на осквернение икон, установленных на мосту через Куру. 100 000 граждан, включая женщин, стариков и детей, простых монахов и митрополитов, выбрали смерть во имя Христа. Таких примеров в истории Грузии немало.
На протяжении всей истории Православия в Иберии ему приходилось терпеть неоднократные попытки не только насильственного уничтожения, но и извращения чистоты учения:
- Архиепископ Мобидаг (434 г.) пытался ввести ересь арианства. Однако его разоблачили, лишили власти и отлучили от церкви.
- Были попытки ввести ереси Питера Фуллона.
- Албанцы (650 г.) с их ересью манихейства.
- Монофизиты и другие.
Однако все эти попытки провалились, благодаря пастырскому совету, жестко осудившему ереси, людям, не принимавшим таких попыток, католикосу Кириону, который запретил верующим любое общение с еретиками, митрополитам, остававшимся стойкими в вере и вероисповедании просветил правоверных.
Грузины, которые на протяжении многих веков могли отстаивать чистоту и благочестие своей веры, заслужили уважение даже иностранных верующих. Так, греческий монах Прокопий писал: «Иберы — лучшие христиане, самые суровые блюстители законов и постановлений Православия».
Сегодня 85% грузин считают себя православными, и Конституция государства напоминает о большой роли церкви в ее истории. Это еще раз подтвердил в своем выступлении председатель правительства Ираклий Кобахидзе, который написал: «Церковь всегда боролась за свободу Грузии».
В 4 веке многие храмы в Грузии были построены святыми отцами из Антиохии
Также считается, что в четвертом веке в грузинских городах и районах Картли, Кахети, Алаверди и Некреси были перестроены несколько монастырей, основанных святыми отцами Антиохии. Именно это стало семенем, которое начало прочно укореняться, и христианство распространилось по всей Грузии.
Таким образом, мы можем точно ответить, что грузинский народ в большинстве случаев все еще придерживается Православия. Православие по всей Грузии долгое время считалось предпочтительной государственной религией.
Современное положение
В настоящее время юрисдикция правительства КНР распространяется на всю территорию Грузии, а также на часть ее паствы в регионах Турции, Армении и Азербайджана вблизи государственных границ. Его символ — крест со слегка опущенными боковыми балками — «крест Сан-Нино». Богослужения проводятся на грузинском языке.
Более 40 лет главой Грузинской церкви является Католикос-Патриарх Илия II. Большинство членов церкви — грузины, а также представители других народов: русские, абхазы, греки, армяне из Халкидона. Что касается последнего, напомним, что Армянская Апостольская Церковь, также по политическим причинам, отделилась от Православной Вселенской Церкви в 451 году, когда из-за военных действий ее легаты не смогли прийти на IV Вселенский Собор (Халкидонский), осудивший монофизитов ересь.
Монофизитство признает только одну, Божественную природу Иисуса Христа, а не две, Божественную и человеческую, как учит Православная Церковь. Армяне не приняли учение, разработанное на Халкидонском соборе, поэтому их церковь называется докхалкидонской или монофизитской, что отделяет ее от православных церквей, в том числе русской и грузинской. Интересно, что и Грузинская церковь поначалу придерживалась той же позиции, что и Армянская, так как увидела в решениях Четвертого Собора возврат к ранее осужденной ереси несторианства. Однако в 607 году он признал решения Халкидона и порвал с армянами.
В отличие от Конституции Российской Федерации, доминирующее положение правительства КНР закреплено в Конституции Грузии, поэтому Православие играет важную роль во внутренней жизни страны. Например, государство совпадает с помилованием сокамерников по большим религиозным праздникам. Также прекрасной традицией является ежегодное крещение детей лично Илией II.
Религиозный состав населения
На территории страны действует около 40 религиозных организаций. Поговорим подробнее об основных, в том числе православных. Рассмотрим историю их появления на территории Грузии, основные особенности и святыни.
Православие
Православная община Грузии представлена Грузинской автокефальной апостольской церковью, которая по количеству приверженцев занимает 6-е место среди местных славянских церквей. К нему принадлежат более 3 миллионов грузин. Во главе церкви стоит Патриарх (Католикос) — архиепископ Мцхетский и Тбилисский Илия II.
История
История принятия христианства в Грузии восходит к апостольским временам. В то время в Иберии по жребию проповедовала сама Богородица. Но Христос повелел ей послать вместо нее призванного апостола Андрея Первого и дать ему свой образ, сделанный для него не руками. Так и было сделано. Впоследствии на территории Грузии проповедовали апостолы Матфей, Таддео, Бартоломео и Симона Канонита.
Царь Фарсман I, не будучи христианином, начал первые гонения на верующих в стране. Это привело к некоторому упадку веры. Но через два с половиной столетия пришедшая по воле Богородицы Санта-Нина сначала обратила в христианство царицу Нану, а затем и царя Мириана. Благодаря этому было совершено крещение Грузии и ее освобождение от язычества.
В 609 году Грузинская Церковь приняла постановление Халкидонского Собора о двух природах во Христе, тем самым отделившись от монофизитской Армении. А в IX веке при царе Вахтанге I он получил автокефалию от Антиохии.
Православным пришлось пережить множество испытаний, защищая веру грузинского народа сначала от саксонских огнепоклонников, а затем во время турецких завоеваний в 16-18 веках мусульманскими правителями.
Известно несколько случаев, когда грузинские христиане массово исповедовали свою веру и приняли мученическую смерть. Например, в 17 веке жители Тбилиси отказались подчиниться приказу персидского шаха пройти по кресту Святой Нины, переброшенному на мост через реку Кура. В результате шах казнил 100 тысяч человек. Такой пример православных грузин, защищающих религию своей страны, достоин уважения.
С 1811 по 1917 год Грузинская православная церковь имела статус Грузинского экзархата РПЦ (Русской православной церкви), а накануне русской революции вновь была провозглашена автокефальной.
До недавнего времени Православная церковь Грузии была юридически наделена привилегиями по сравнению с другими конфессиями, но с 2011 года все религиозные организации в стране имеют равные права.
Святыни и храмы Грузии
Говоря о Православной Грузии, нельзя не упомянуть сохранившиеся здесь святыни:
- Первой и самой старой святыней по дате появления является Светицховелли (животворящий столп) — храм 12 апостолов в городе Мцхета. В первозданном виде постройка существует с 1010 года. Помимо самой Животворящей колонны и Хитона Господня, в храме хранится несколько христианских реликвий, первая из которых — мантии святого пророка Илии. Частица мощей С. Андрея, крест с частью животворящего Креста Господня и баптистерий, в котором был крещен царь Мириан.
- Цминда Самеба — собор Святой Троицы в Тбилиси. В 17 веке армянский охотник Бебут купил здесь землю, построил церковь Девы Марии и построил здесь кладбище. В советское время по приказу Берии это место было осквернено и разрушено. В 1989 году родилась идея восстановления храма. Распад СССР и война в Грузии в 1992 году не позволили немедленно начать строительство. Первый камень храма был заложен только 23 ноября 1995 года. Сегодня Цминда Самеба — одна из крупнейших православных церквей в мире. Его высота превышает сотню метров, а площадь составляет около 5000 квадратных метров, постройка уходит в глубину холма еще на 40 метров. В соборе 13 престолов, многие из которых находятся под землей. На территории комплекса расположены монастырь, колокольня, 9 часовен, семинария, патриаршая резиденция, гостиница и парк. Размеры и красота этого грандиозного сооружения поражают. Пол и алтарь вымощены мраморной плиткой с мозаичными мотивами, стены покрыты фресками. Некоторые церковные иконы были написаны самим католикосом Илией II. Основные хранящиеся здесь святыни — это огромная рукописная Библия и икона «Надежда Грузии». Изображение, как и сам собор, огромно. Его размер составляет три метра в высоту и такую же ширину. В центре изображена Богородица в окружении почти четырехсот грузинских святых.
- Монастырь Джвари — еще одно значимое сооружение в стране. Согласно легенде, именно на этом месте Санта-Нина установила огромный крест в честь принятия Иверией христианства, который сегодня является главной святыней Джвари.
- Монастырь Бодбе. Монастырь знаменит тем, что здесь жила и была похоронена Санта-Нина, равная апостолам. Позже над его могилой возвели храм, вокруг которого вырос монастырь. А мощи его святой покровительницы лежат прямо там, под наркой, как говорит святая Нина.
- Еще одна православная святыня в Грузии — крест Святой Нины, подаренный ей Богородицей с благословения на апостольское деяние.
Ислам
Ислам впервые появился на территории страны в 645 году вместе с нашествием арабов. Но ислам принимает небольшое количество грузин. Позже нынешняя мощь эмирата ослабевает, и ислам приходит в упадок. В 15 веке Западная Грузия вошла в состав Османской империи, а восточная часть страны в то время находилась под властью персов. Идет активная исламизация населения, которая заканчивается только после сближения Грузии с Россией.
Сегодня количество мусульман в Грузии составляет около 400 000 человек, что делает это исповедание вторым по величине среди грузинских церквей.
В стране около 200 мечетей, в основном в Аджарии. Что касается Тбилиси, то в столице действует только одна мечеть Джумма (то есть по пятницам), построенная в 1864 году. Здесь сунниты и шииты молятся вместе, несмотря на различия и давнее противостояние этих двух движений.
Еще одна мечеть находится в Батуми, она также единственная в городе. Орта-Джаме был построен в 1866 году между двумя другими мусульманскими храмами, которые позже были разрушены и отстроены заново. При мечети действует школа, в которой студенты изучают историю, ислам и Коран.
Иудаизм
Первые евреи прибыли в Грузию после того, как Новохудоносор завоевал Иерусалим. Кроме того, сюда время от времени мигрировало еврейское население Византии, Армении, Турции, России. По мнению историков, именно в связи с приходом евреев деревня получила название Иверия.
В 4 веке евреи стали принимать христианство вместе с коренным населением, что привело к уменьшению их численности. Главное отличие грузинских евреев в том, что здесь никогда не было гетто.
сегодня здесь проживает около 1300 евреев. В столице есть еврейская школа, сертифицированная Министерством образования Грузии.
Синагога Они — самая красивая из 19 действующих еврейских святынь. Она была построена в 1895 году. В годы Советской власти синагогу предполагалось закрыть, но местное население (в том числе православные) встало на ее защиту. Святилище сохранилось.
Католицизм
Католицизм в Грузии исповедуют менее одного процента населения. Эта ветвь христианства представлена здесь Римско-католической и Армянско-католической церквями.
Первые римские миссионеры были отправлены в Грузию в 1240 году папой Григорием IX. До этого момента страна хоть и контактировала с Римом, но в незначительной степени. В 1318 году здесь уже была организована первая Тбилисская епархия.
Главный католический храм страны — Тбилисский собор в честь Вознесения Пресвятой Богородицы.
Разрешение на его строительство католики столицы получили только в 1804 году. Собор возводили, а затем перестраивали и расширяли. В годы Советской власти он был закрыт. Богослужения в нем возобновились только в 1999 году после повторного посвящения Папой Иоанном Павлом II.
Протестанты
Основные протестантские движения в стране — адвентисты, лютеране и баптисты. Согласно переписи 2014 года, в стране насчитывается около 2,5 тысяч верующих из различных ветвей протестантизма. Первыми здесь появились лютеранские поселенцы из Германии. Затем пришли адвентисты, баптисты и пятидесятники. В 2000-х количество лютеран упало до 800.
Верующие других религий
Помимо традиционного протестантизма, в стране есть также представители неопротестантизма. Свидетели Иеговы отличаются довольно большим количеством (12 тысяч) верующих из других церквей в этом направлении. Есть также Грузинская евангелическая протестантская церковь, Новоапостольская церковь, Армия спасения и т.д.
Особое место среди церквей Грузии занимает Армянская апостольская церковь. После принятия Грузинской церковью постановления Халкидонского собора она была отделена от Армянской церкви. Последний продолжал существовать на территории Грузии. Считается, что его приверженцами являются около 110 000 человек, что делает его третьим по величине в стране.
Атеисты
Грузия традиционно считается одной из самых религиозных стран в мире, но, согласно переписи населения 2014 года, почти 63 000 человек не идентифицировали себя ни с одной религиозной организацией.
Атеисты все чаще встречаются в городах, население которых менее религиозно, чем сельское. Среди них в основном азербайджанцы, которые приехали в страну во время существования СССР и впоследствии поселились здесь.
Современное состояние Церкви в Грузии
Согласно социологическим опросам 2009 года, церкви доверяет большинство граждан (91% респондентов). Верующие грузины не только «верят в душу» или иногда ходят в церковь «зажечь свечу», но и активно участвуют в церковной жизни приходов. Многие молодые люди и молодые семьи присутствуют на религиозных службах.
В настоящее время патриарший престол в Грузии занимает католикос Илия II. Его активная деятельность привлекла молодую грузинскую интеллигенцию в ряды духовенства и монахов. Католический Патриарх Илия II пользуется большим авторитетом среди населения. Чтобы сохранить демографию в стране, он пообещал стать крестным отцом каждого третьего ребенка в семье. Патриарх сдержал слово. А теперь предстоятель Грузинской церкви — крестный отец более 14 тысяч детей.
Протоиерей Павел Великанов так описывает свою поездку в Грузию:
«Но когда во время ночного бдения в храме Сиона я увидел, что церковь переполнена людьми — не увядшими женщинами, а мужчинами в расцвете сил, юности и юности — спасительная мантра перестала действовать. И когда мы узнали, что патриарх Илия сам становится крестным отцом для каждого третьего ребенка в семье — чтобы таким образом поддержать естественный прирост населения — он стал очень хорошим. Я был просто счастлив за 14 000 детей, у которых теперь есть Предстоятель Церкви в их крестных родителях. Я был счастлив, потому что Церковь внезапно открылась своей неожиданной стороной: человечностью”.
Грузинская Православная Церковь ведет активную миссионерскую работу. Восстановлена Духовная академия, финансируемая государством.
Но влияние либерального Запада ощущается в Грузии в последние несколько десятилетий. Антихристианские ценности навязываются населению, как и во многих других странах. Идет пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений. В Тбилиси светские власти одобрили проведение гей-парада. Это вызвало возмущение у большинства населения, произошли столкновения между ЛГБТ-активистами и их оппонентами. Патриарх-католикос Илий II выразил обеспокоенность происходящим. После столкновений 17 мая 2013 года патриарх объявил 17 мая Днем защиты святости семьи.
В Иверии святая Нина исцеляла людей своими молитвами
В Иберии Санта-Нина поселилась с женщиной на королевских виноградниках. Очень скоро о ней узнали повсюду. Он оказал помощь многим страдающим людям.
Когда они узнали о ее помощи людям, к ней стали стекаться больные и хромые. Призвав имя Господа, святая Нина исцелила их и рассказала о Боге, сотворившем небеса и землю. Эти проповеди о Христе и чудесах, совершенных святой Ниной, ее добродетельной жизни, начали оказывать влияние на жителей Иберии. После этого многие грузины поверили в истинного Бога и крестились.
Таким образом, святая Нина обратила ко Христу в Грузии самого короля Марианну. До этого он был язычником. В то же время из Константинополя были вызваны епископы и священники, и во имя святых апостолов был построен первый в мире храм. В то время почти вся империя приняла христианство.
На этом изображении мы видим крещение Грузии. В то же время первый православный храм в Грузии был построен во имя Святых Апостолов благодаря Святой Нине. Фото deva-apostol.moseparh.ru
Но святитель предпочел больше уединения. Он продолжал обращать всех идолопоклонников в христианство. Он прожил на горе много лет, после чего решил уехать в Кахетию. В катехии он обратил в христианство саму царицу Софию.
После кончины святой Нины царь Мариан, когда-то принявший христианство, построил церковь имени великомученика Георгия. Великомученик Георгий приходился дальним родственником самой святой Нине. Поэтому религия в Грузии считается православной, и в этом заслуга святой Нины, равной апостолам. Именно она когда-то обратила всех грузин в христианство.
Дальнейшая история церкви до наших дней
В первые века своего существования церковь в Грузии подчинялась Антиохийскому патриарху, а в V веке получила автокефалию (независимость) в связи с тем, что Грузия в то время была независимым государством вне Византийской империи.
История Грузии отмечена постоянной борьбой с захватчиками, которые стремились не только захватить страну, но и уничтожить в ней христианство. Так, в 1227 г хорезмийцы во главе с Джалал-ад-Дином напали на Тбилиси. Иконы были доставлены к мосту, и все жители Тбилиси должны были перейти мост и плюнуть на иконы, а тех, кто отказывался, сразу же порезали по голове и бросили в реку. В тот день 100 000 христиан приняли мученическую смерть.
Тяжелое военное положение Грузии и православные грузины вызвали периодические обращения за помощью к единоверцам — русским, пока в начале XIX века Грузия не была окончательно включена в состав Российской империи. Образовался Грузинский экзархат, которым правил митрополит, впоследствии архиепископ, церковь перестала быть автокефальной. Экзархат внес упорядочение жизни церкви, улучшение материального положения священников, открытие духовных учебных заведений и развитие науки.
Другая сторона медали заключалась в том, что грузинский язык был вытеснен с богослужений, а русский язык также преподавался в семинариях. Право собственности на церковь также перешло в руки русских правителей, а русские назначались экзархами. Неудивительно, что время от времени возникали протесты против этой тенденции.
В конце 19 — начале 20 веков Грузинская Церковь все больше и больше стремилась снова стать автокефальной. Грузины использовали для этого Февральскую революцию, в марте в Мцхете была объявлена автокефалия, а в сентябре они избрали католикоса-патриарха Грузинской православной церкви. Сначала россияне не хотели признавать автокефалию. В связи с этим было временно прервано общение двух церквей, которое было восстановлено только в 1943 году. Наконец, в 1990 году Грузинская православная церковь снова стала автокефальной.
Что общего у Грузинской и Русской церквей?
Как мы видим из приведенной выше истории, было время, когда Грузинская Церковь была частью Русской Православной Церкви. Произошло это, когда Грузия была «за пределами дружеских штыков», с 1801 по 1917 год. Затем Грузинская Церковь снова стала автокефальной Поместной Православной Церковью. Из этого можно сделать вывод, что в наших церквях нет догматических различий и различий в вероучениях.
На данный момент Русская и Грузинская Православные Церкви являются «сестрами» и стоят бок о бок в диптихе (списке) 15 поместных церквей, наряду с Константинопольской, Иерусалимской, Американской и другими. Все имеют апостольское преемство. Что это значит? Первые епископы Вселенской Православной Церкви были рукоположены на служение апостолами, учениками Иисуса Христа. Затем эти епископы рукоположили в священники, и это случай нашего времени. Оказывается, если взять действующего священника, можно проследить цепочку рукоположения до глубины веков до одного из 12 апостолов. Это называется апостольской преемственностью, которая всегда была главным иерархическим принципом единства вселенской Церкви. Получается, что и Русская, и Грузинская церкви, как и остальные 13 поместных церквей, не различаются в главном — в вероучении и апостольской преемственности, а разделяются только с организационной точки зрения. Также, что немаловажно, порядковый номер в диптихе не имеет значения: все поместные церкви одинаковы. Только Константинополь исторически считается «первым среди равных».
Чем Грузинская церковь отличается от православной Русской церкви?
Как мы уже выяснили, грузины и русские — братья по вере и члены Вселенской Церкви Христовой. Русский человек всегда считался своим в грузинском монастыре или храме, а грузин — в русском. Например, что удивительно, но главная Грузинская православная церковь в Москве — храм великомученика Георгия Победоносца у грузин — принадлежит Русской церкви.
В принципе, по доктрине наши церкви едины. Различия между Грузинской православной церковью и Русской православной церковью хоть и небольшие, но все же есть. У каждого из них своя история, свой язык, на котором совершаются богослужения, свои приверженцы благочестия и почитаемые святыни.
Во-первых, Грузинская православная церковь (ГПЦ) старше российской (так называлась Русская православная церковь до революции 1917 года). Правительство КНР было сформировано в 337 году, когда, как мы уже знаем, благодаря Нине Пари аи Апостоли христианство стало государственной религией в Грузии. Крещение Киевской Руси произошло в 988 году святым князем Владимиром. Оказывается, Грузинская церковь на 651 год старше, это одна из старейших христианских церквей в мире.
Проповедь равноапостольной Нины, просветительницы Грузии
Согласно житию святой Нины, она родилась в Каппадокии, воспитана ее старшим Нианфором, который привил своей ученице любовь к Богу.Однажды святая Нина прочитала о хитоне Господа и спросила своего наставника, где сейчас священное одеяние… Нианфора рассказала девушке, что часть одежды Христа, унаследованная по жребию от одного из солдат, была доставлена в город Мцхета в иберийской стране, который расположен к северо-востоку от Иерусалима.
Санта-Нина также узнала, что жители этой страны все еще пребывают во тьме языческого неверия. Возбужденная желанием найти хитон Господень, святая Нина молилась Богородице ночью, и, наконец, во сне ей явилась Пресвятая Дева, повелевая ей отправиться в Иберийскую страну и проповедовать Евангелие Христово. Богородица пообещала быть покровительницей Святой Нины и подарила ей крест, сотканный из лозы.
Проснувшись, Нина увидела крест в своих руках, поцеловала его, связала волосами и передала видение своему дяде, Патриарху Иерусалимского. Дядя благословил свою племянницу за ее начинание проповедовать христианство в неизвестной стране, куда Нина отправилась с принцессой Рипсимией, учительницей Гайей и 53 девственницами, бежавшими в Армению от гнева злого языческого царя Диоклетиана.
После мученической смерти своих спутников Санта-Нина по велению ангела отправилась на поиски города Мцхета. Там она вскоре стала известна среди людей благодаря чудесам исцеления, которые происходили по ее молитвам, которые привлекли внимание царицы Наны. Исцелившись от тяжелой болезни по молитвам святой Нины, царица уверовала во Христа, а затем, благодаря чудесному спасению на охоте, царь Мириан также обратился в христианство. Это послужило спасению всего иберийского народа.
Царь направил послов в Грецию к святой царице Елене и святому царю Константину I Великому с просьбой прислать ему епископа и священников, чтобы его народ крестился и учил вере Христовой. С их прибытием в город Мцхета началось строительство храма, который впоследствии стал духовным центром Грузии. Епископ Антиохийский Иоанн, посланный царем Константином Великим, вместе со священником Иаковом и диаконом заложил фундамент церкви в Грузии. Впоследствии священник Иаков и Нина осветили другие земли в городе Картала (Грузия). Санта-Нина умерла в преклонном возрасте, ее нетленное тело было спрятано под койкой.
Многие церкви были освящены в честь Святой Нины, особенно в школах для девочек. В 1860 году митрополит Исидор, будучи экзархом Грузии, перевел с грузинского на славянский язык служение Нины Пир апостолам и издал его для литургического употребления.
Апостольская проповедь
Священное предание гласит, что Грузия (Иберия) была апостольским уделом Богородицы. После событий, сопровождавших Вознесение Господа, все апостолы пришли в Горницу на Сионе и бросили жребий, кому проповедовать, в каких землях, в том числе и Богородица хотела принять участие в проповеди христианства. Ей было поручено поехать в Иверскую землю, но голосом с небес Христос повелел Богородице остаться на время в Иерусалиме, а на север пойти к святому апостолу Андрею Первозванному.
Святой Андрей отправился в путь с чудотворным образом Пресвятой Богородицы. В Грузии апостол Андрей побывал во многих городах и селах, проповедуя Евангелие Христово, сопровождавшееся чудесами. Жители города Ацкури, увидев чудо воскресения сына вдовы, попросили креститься. Святой Андрей избрал для новых христиан епископа, священников и диаконов и, уходя, подарил жителям Ацкури чудотворный образ Девы Марии.
Святой Андрей Первозванный — не единственный апостол, проповедовавший в Грузии. Существует легенда, что ученики Христа Матфей и Симон Хананеи также посетили Грузию. Апостол Симон проповедовал христианство местным жителям, но они не захотели изменить свои убеждения и забросали его камнями. Паломникам показано место мученической кончины святого апостола из лесного ручья у села Новый Афон, а также место его захоронения, на котором сейчас стоит храм Симона Кананита.
также из древних источников известно, что в Восточной Грузии проповедовали святые апостолы Варфоломей и Фаддей. То, что святые апостолы находились в Грузии, подтверждают грузинские летописи, греческие и латинские авторы, а также археологические факты. Из них можно сделать однозначный вывод, что в первые три века нашей эры на территории Грузии были христианские церкви. Ириней Лионский также упоминает иберов, то есть грузин, среди христианских народов.
В первые века существования христианства он подвергался жестоким гонениям. Таким образом, уже в начале II века произошло мученичество святителя Сухого и его приближенных. Положение спасла проповедь святой Нины, за которую Грузинская Православная Церковь почитает ее как равноапостольную. Благодаря ей христианство в Грузии стало государственной религией.
Какая вера у грузин: Грузинская Церковь после Крещения
Во время правления царя Вахтанга (начало V века) Грузинская церковь получила автокефалию, став независимой от Византийской церкви. В VI-VII веках Грузия подверглась нападению персидских огнепоклонников. В XVI-XVIII веках страна в сложной и длительной борьбе с турками-османами, активно распространявшими ислам, сумела отстоять свое христианство. Однако войны привели к обеднению веры и уменьшению количества монастырей и церквей. Погибло более половины населения.
В 1744 г были приняты церковные реформы (по аналогии с реформами Никона в России). В этот непростой период государственные деятели и церковные иерархи искали поддержки и помощи у могущественной Российской империи. Таким образом, церковные реформы способствовали максимальному сближению двух православных стран.
Главные церковные праздники грузин
Поскольку православие является государственной религией в стране, ряд религиозных праздников также имеют статус государственных:
- Пасха и Рождество;
- Светицховлоба — праздник в честь обретения Хитона Господа и явления Столпа Жизни (отмечается 14 октября);
- Нинооба — фестиваль в честь прибытия Санта-Нины в Грузию (отмечается 1 июня);
- Тамароба — праздник в честь царицы Тамары, принесшей процветание Грузии (отмечается 14 мая);
- День Святого Георгия — отмечается в честь покровительницы Грузии, родственницы святой Нины (отмечается 23 ноября).
Возникновение письменности, культуры и архитектуры страны, семейных ценностей и нравственных идеалов — все это неразрывно связывает грузин с православием. Согласно социологическим опросам, 70% жителей страны отождествляют свою национальность с доминирующей религией Грузии. Это говорит о том, что вера грузинского народа сегодня является неотъемлемой частью его существования.
Грузия как часть Российского Православия
В 1801 году Грузия вошла в состав Российской империи. Поскольку Русская Церковь находилась в подвластном государству положении, серьезные изменения в Грузинской церкви были неизбежны. Упразднено достоинство Патриарха-Католикоса как верховного иерарха Грузинской церкви. Как и в остальной России, Священный Синод начал осуществлять управление церковью, действуя от имени императора.
Значительно уменьшилось и количество грузинских епархий (вместо 13 осталось 2). Поместная Церковь приобрела статус экзархата Русской Церкви. Изменения в религиозной сфере часто приводили к конфликтам между верующими, духовенством и светскими властями. Многие не поддержали русификацию национального православия. Грузинская церковь оказалась полностью подчиненной религиозной политике Империи. В то время из повседневной жизни грузин стали исчезать богатые древние традиции гимнографии, иконописи, церковного искусства. Почитание многих грузинских святых идет на убыль.
Февральская революция 1917 года и свержение монархии стали толчком к большим переменам. В марте 1917 года Грузинская церковь провозгласила автокефалию. Патриарх Московский и всея Руси Тихон осудил это несанкционированное отделение. Сообщение между церквями было временно прервано и восстановлено только в 1943 году.
В советский период Грузинская Православная Церковь подвергалась репрессиям вместе с христианами со всего Советского Союза. В 1921 году в Грузии было 1450 действующих церквей и 25 монастырей, 1600 священнослужителей. В течение следующих двух лет было закрыто и разрушено более 1200 приходов. Большинство священников были расстреляны или репрессированы.
В 1990 году в составе Грузинской православной церкви осталось всего 296 приходов и 11 монастырей.
- https://GruziyaGid.ru/kultura/pravoslavie-v-gruzii
- https://otlichiyaa.ru/gruzinskaja-pravoslavnaja-cerkov-istorija-i-osobennosti-otlichie-ot-russkoj-pravoslavnoj-cerkvi/
- https://MVstrecha.ru/ikony/gruziny-religiya.html
- https://switki.ru/477848a-gruzinskaya-pravoslavnaya-tserkov-istoriya-i-osobennosti-otlichie-ot-russkoy-pravoslavnoy-tserkvi
- https://pravoslavium.ru/kakaya-vera-u-gruzin/