Светицховели во Мцхете: главный храм с удивительной историей

История

Светицховели — не первый храм, построенный на этом месте. В 4 веке Мириан III построил здесь деревянную церковь. Его поддерживал ствол священного кедрового дерева, которое впоследствии дало название — Светицховели.

Фото 3
Церковь просуществовала недолго и уже в V веке на ее месте была построена базилика. Его строительство приписывают заслугам царя Вахтанга Горгасала. В отличие от своей предшественницы, базилика простояла долгое время. В 70-х годах ХХ века советские исследователи догнали его и вскрыли верхний фундамент.

Тот Светицховели, которым мы можем любоваться сейчас, строился с 1010 по 1029 год. На месте разрушенной церкви Верховный Патриарх Грузии Мелхиседек I построил такой же храм. Строительством руководил архитектор Арсакидзе.

В 1830 г были повреждены старинные фрески, украшавшие стены Светицховели: в преддверии приезда царя Николая I было приказано закрасить картину. Местные власти опасались, что ветхий вид фресок покажется петербургской делегации неприемлемым для церкви государственного значения. Впоследствии русские художники снова писали Светицховели. А позже было решено восстановить поврежденные фрески.

Архитектура и внутреннее убранство

Главный православный храм Грузии и второй по величине собор страны был построен во II веке. В переводе с грузинского языка его популярное название означает «чудотворный столп». Памятник архитектуры известен далеко за пределами страны. В соборе города Мцхета находятся такие святыни Православия, как одеяние Иисуса Христа, частица мощей святого Андрея Первозванного, а также одежды пророка Илии. Здесь также находится купель царя Мириана, гробницы знати. В 1994 году собор был признан памятником мирового значения. Сегодня в Светицховели находится резиденция архиепископа Мцхетского и Тбилиси.

Здание собора построено в средневековом стиле. Мцхетская церковь с четырьмя колоннами и перекрещенными куполами возводилась почти 20 лет под руководством архитектора Арсакидзе, о чем свидетельствует надпись на фасаде здания. Высота собора 54 метра. Он построен в форме прямоугольника, ориентированного с запада на восток. Современный вариант церкви построен на фундаменте старинной базилики.

Собор Светицховели в Мцхете: описание достопримечательности, как добраться
Посетителей у входа встречают деревянные двери, украшенные фигурами 12 апостолов, изображениями ангелов, устанавливающих Столп. Храм имеет множество колонн, расположенных по обе стороны от входа. Здание выделяется богатым убранством, что вызывает восхищение. Собор украшают фрески 16 века, многочисленные иконы и фрески. Некоторые иконы являются копиями, поскольку оригиналы хранятся в музеях разных стран.

За иконостасом собора — одежда пророка Илии. С левой стороны колодец, из которого берут с собой или пьют святую воду на месте. Справа в церкви находится часть мощей апостола Андрея Первого. Он проповедовал в этих местах в первом веке. Справа от входа находится купель для крещения. Здесь крестился царь Мириан. Он до сих пор используется в церемониях крещения.

С южной стороны собора находится каменная часовня 14 века. Это копия Гроба Господня в Иерусалиме. Большинство грузинских храмов темные, а собор Светицховели хорошо освещен благодаря большому куполу и боковым оконным проемам. Внутренние элементы образуют крест, а конструкции вокруг храма образуют солнечную систему.

Трансфер во Мцхету от онлайн-сервиса GoTrip

Еще один хороший способ добраться до монастыря Джвари Мцхета — заказать удобный трансфер на сайте Georgian GoTrip. Цены сопоставимы с ценами уличных таксистов, и при бронировании у вас есть возможность выбрать конкретного водителя и марку автомобиля на основе предыдущих отзывов пассажиров. Учитывая джигитный стиль вождения грузинских уличных таксистов и их не всегда полезные автомобили, это очень полезный вариант. Цена на сайте окончательная, торговаться не придется.

Трансфер из Тбилиси в Мцхету — от 19 долларов за всех пассажиров

Трансфер Кутаиси — Мцхета — от 66 $ для всех пассажиров

Трансфер из Батуми в Мцхету — от 95 $ для всех пассажиров

Крепость Бебрисхице

Координаты для GPS-навигатора: N 41 ° 51.307; E44 ° 43.323

К сожалению, за массивными стенами крепости Бебрисцихе практически ничего нет, только заросшее травой пространство. Да, есть высокие стены, но большинство из них разрушено. Причем были разрушены совсем недавно: весной 2010 года из-за сильного оползня. Судя по всему, крепость собирались восстанавливать, но пока, к сожалению, этого не произошло.

Святыни

  • Хитон Господа — покоится под храмом. В 2006 году из Святой Земли был привезен красноватый камень, который поместили на фрагмент неизшитой Туники Господа в соборе.
  • Часть облачения Господня (срачица) была забрана персами в начале 17 века и перенесена в Москву в 1625 году.
  • Столп Жизни — находится почти в центре храма при переходе от центрального нефа к южному. Над столпом возведен каменный навес, расписанный фресками 17 века. Большинство сохранившихся фрагментов иллюстрируют историю Одежды Господа и самого Столпа. В основании северной стороны — ниша с дверями, где было место, чтобы перенести чудодейственный мир, вытекающий из Столпа (поток мира остановился после вторжения шаха Аббаса I в начале 17 века).
  • список с древней Цилканской иконы Божией Матери
  • Мощи святых, захороненных в храме (см. Раздел Некрополь)

Некрополь

Храм стал местом захоронения многих правителей и первосвященников Грузии. Многие надгробия встроены в пол, а другие похоронены под койкой.

  • Blgv король Вахтанг Горгасали (+ 502)
  • Мч. Эстатиус Мцхетский (+ 589) — покоится под престолом
  • Мч. Деметрий, царь, приносящий себя в жертву (+ 1289)
  • Антоний I, католикос Восточной Грузии (+ 1788)
  • Ираклий II, царь Картли-Кахети (+ 1798)
  • Георгий XII, царь Картли-Кахети (+ 1800)

Настоятели

  • Присп. Евфимий (Кереселидзе) (ок. 1924 — 1929)
  • Авраам (Гармелия) (30 октября 1991 г. — 24 декабря 1992 г)
  • Иосиф (Киквадзе) (1992 — 1995)
  • Пиретрум, архим.
  • Зинон (Яраджули) (2002 г. — не ранее 18 августа 2003 г)
    • Илия (Насадзе) (упоминается около 11 ноября 2004 г.) Архимандрит, губернатор
Навес на месте сноса столпа жизни в Светицховели. 17-го века.
Навес на месте сноса столпа жизни в Светицховели. 17-го века.

Легенды

Одна из древнейших легенд, связанных с храмом Светицховели, восходит к 33 году нашей эры. Тот факт, что Христос был распят в этом году (на 33-м году жизни), позволяет говорить о точной дате).

Раввин Элиоз, живший в Грузии, узнал о неминуемом суде над Иисусом, и мать отправляет его в Иерусалим. Перед отъездом сестра попросила Элиоза принести ей что-нибудь на память о Христе. Раввин смог принести для своей сестры одежду, в которой был Иисус: тунику. Сидония умерла одновременно с рассказом брата о казни спасителя. Она умерла в тунике, плотно прилегающей к груди, и была похоронена с ней.

Фото 1
На том месте, где был похоронен Сидония в одежде Господа, выросло дерево — священный кедр.

Есть еще одна легенда, связанная с предыдущей. Проходят годы, а местные жители уже не помнят историю места, где рос кедр. Но они заметили, что дерево обладает чудесными способностями: любое больное животное, приблизившееся к кедру, оставит его здоровым. Таким образом, дерево стало известно в народе как целительное.

Христианская просветительница Грузии святая Нина после посещения Мцхеты обратилась с просьбой к царю Мириану. Он попросил построить храм на месте захоронения священного одеяния. При строительстве храма решили использовать кедр, но из одного ствола потекла мирра. Впоследствии столп был назван животворным.

Согласно легенде, только одному ангелу удалось сдвинуть столб. Он вернул его на место, где изначально росло дерево и где было похоронено одеяние Господа. Рядом с этой колонной был построен собор Светицховели, который позже был перестроен. В сегодняшнем храме тоже есть столб, но он окружен каменным занавесом.

Строительство современного храма Светицховели вел архитектор Арсакидзе Ута (Константин). Идея превратить базилику в купольный собор принадлежала Мелхиседеку, католикосу Грузии в то время. Было решено увеличить длину базилики и добавить дополнительные стены.

В 1994 году Светицховели был внесен в Список всемирного наследия.

То, что строительство было поручено Арсакидзе, подтверждается его именем, подписанным на стене храма. Рядом — след хозяина. Одна из легенд гласит, что архитектору отрубили руку после завершения строительства. Это было сделано для того, чтобы мастер не смог повторить такой шедевр.

Есть и другая версия, согласно которой архитектора обезглавили из-за того, что король ревновал его к понравившейся девушке. Арсакидзе посочувствовал девушке.

Что посмотреть в Мцхете? Монастырь Светицховели

Самая известная достопримечательность Мцхеты — монастырь Светицховели. Это патриарший собор Грузинской православной церкви в Мцхете, который на протяжении тысячелетий был главным собором всей Грузии. Включен в список объектов всемирного наследия. Это один из главных духовных центров Грузии.

Среди сохранившихся исторических построек Светицховели — самая большая в Грузии. На протяжении веков он был центром христианской Грузии. В IV веке принявший христианство царь Мириан III по совету равной апостолам Нины построил первую деревянную церковь в Грузии, которая не сохранилась до наших дней.

Одним из оснований храма был кедр, которым отмечалось место захоронения одеяния Христа. Во второй половине V века благочестивый царь Вахтанг I Горгасал построил на месте этой церкви базилику, верхние основания которой были обнаружены советскими исследователями (во главе с В. Цинцадзе) в 1970-х годах и позволили всем увидеть ее.

В XI веке на месте разрушенной базилики католикос Грузии Мелкиседек I (1012-1030, 1039-1045) построил церковь. Нынешняя трехнефная четырехколонная церковь со скрещенными куполами, посвященная Двенадцати апостолам, была построена с 1010 по 1029 год под руководством архитектора Арсакидзе (упоминается в надписи на фасаде).

Существует легенда, согласно которой здесь находится хитон Иисуса, правда это или нет, я не знаю. Я лично этого не видел.

Главная достопримечательность монастыря внутри — Столп жизни. Он расположен в центре храма (справа от центрального нефа). Над столпом устроили каменный навес, то есть стены расписали фресками. Фрески иллюстрируют историю туники и самого Столпа. Фрески вокруг них уже давно вызывают фурор. Это связано с тем, что на них изображено нечто напоминающее медузу или летающую тарелку. Из-за плохого освещения лица «медузы» разглядеть довольно сложно, но если присмотреться, то лица есть. И не совсем понятно, что это за «медуза”.

В основании с северной стороны — ниша с дверьми, где было место для переноса мира, вытекающего из Столпа. Поток мира остановился, но двери остались.

Надгробия установлены в полу монастыря, где находятся могилы князей и царей Ираклия II, царя Вахтанга Горгасала и Георгия XII.

Летом территория вокруг монастыря довольно привлекательна для туристов. Я был ранней весной, так что все самое интересное прошло. Однако, по их словам, здесь можно попробовать различные джемы, вина и купить сувениры. Такой мини-город перед достопримечательностью напомнил мне Бран в Румынии.

Все это место можно увидеть за 2 часа, не более. Поэтому у меня еще было время и я решил съездить к другой достопримечательности — монастырю Шио Мгвим в горах. Пойдем возьмем такси, потому что другого выхода нет:)

Между тем, снова метка Мцхеты:

Волк и лев: святой царь Вахтанг

В V веке Грузией правил благочестивый царь Вахтанг Горгасали.

Название «Горгасали» он получил от персов за свой шлем, сделанный в форме волчьей головы. «Горгасал» происходит от персидского и переводится как «голова волка».

По другой версии, задняя часть шлема была выполнена в форме волчьей головы. А имя Горгасали сочетает в себе персидские слова «гурго» (волк) и «аслан» (лев).

В 502 году персы убили его за отказ участвовать в войнах с Византией.

Заслуги царя Вахтанга перед Грузией огромны: именно он отстоял независимость (автокефалию) Грузинской церкви от Византии, именно он в 482 году поднял восстание против персидского владычества, именно он основал новую столицу — Тбилиси.

И он также построил каменную базилику Двенадцати Апостолов на месте деревянного храма над могилой Сидонии.

Реставрации

Основные реставрационные работы, которые вернули храму первоначальный вид, были завершены в 1965 году. В ходе работ были обнаружены останки католикоса Мелкиседека. Во время реставрационных работ в 1970-х годах был обнаружен еще один артефакт — старинная базилика. Точнее, его частью являются каменные головы быков, которые стали украшением центральной двери. Из Тбилиси в город Мцхета можно уехать на маршрутке.

Тем, кто планирует посетить Тбилиси, обязательно стоит посетить город Мцхета. Его собор, окутанный легендами, стоит посетить. Это также место хранения православных святынь, что делает его местом паломничества не только грузин, но и посетителей из других стран. В соборе всегда многолюдно: кто-то приходит потрогать святилища, а кто-то полюбоваться архитектурой собора.

Видео:

Монастырь Самтавро

Древний монастырь Самтавро (координаты GPS-навигатора: N41 ° 50.782; E44 ° 43.119) известен тем, что, согласно легенде, Сан-Нино жил на своем месте под терновником. Сначала он жил у садовника, затем, чтобы не смущать его, переехал в хижину из большого куста ежевики («макловани»). В некотором смысле это грузинский аналог библейского горящего куста.

Храм Самтавро (впоследствии ставший монастырем) построил царь Мириан для себя: возможно, царь, в прошлом язычник, считал себя недостойным молиться в главной христианской святыне Мцхеты, соборе Светицховели. В Самтавро находятся захоронения царя Мириана и царицы Наны, а также частица Столпа Жизни и части мощей двух из тринадцати сирийских святых отцов — Або Некреского (основателя монастыря Некреси в Кахетии) и Шио Мгвимский, принесший в Грузию православие и монашество. В церкви есть еще одно почитаемое верующими захоронение: могила монаха Гавриила Ургебадзе, умершего не так давно, в 1995 году. При жизни он прославился тем, что четыре раза строил домашнюю церковь в Тбилиси — каждый раз городские власти разрушили его, а также за «инакомыслие»: на первомайской демонстрации демонстративно подожгли портрет Ленина. В последние годы жизни Гавриил излечил страдания и тем оставил добрую память о себе среди прихожан.

Вход в собор Светицховели и его интерьеры

Вход в храм украшен карнизной аркой, фреской с изображением Девы Марии на фронтоне и прямоугольным проемом внизу. Полотно состоит из несъемной рамы и распашных дверей, украшенных рельефами на религиозную тематику, фигурами святых. Доступны для осмотра сохранившиеся старинные строительные материалы, из которых архитектор возводил собор Светицховели. Количество тех, кто идет в храм, превышает количество тех, кто уходит, что говорит о том, что людей интересует внутреннее убранство.

Вход в собор Светицховели украшает фреска Богородицы, портал украшен резными рельефами на животворном столпе.

Насколько многолюдно внутри собора, видно на следующем фото, частокол голов — до иконостаса. Причина, которую мы увидим позже, при входе поражает огромное изображение Всемогущего Спасителя. Высокая сохранность и четкость изображения объясняется его сравнительно недавней реставрацией; фреска была переписана в 19 веке. Основой реконструкции послужили очертания оригинальной росписи, сохранившиеся со времен расстрела в XI веке. Люстра, выпадающая из-под купола, немного портит обзор, но без нее будет совсем мрачно.

Грандиозная по размерам, окрашенная в исполнении фреска Спаса Вседержителя в соборе Светицховели была отреставрирована в прошлом веке по старинным контурам.

Собор Светицховели, помимо молитвенного назначения, издавна использовался для захоронения правителей Грузии и их родственников. Некоторые останки были перенесены из прежних некрополей, не исключены и символические надгробия. Помимо знаменитых Вахтанга Горгасали и Ираклия II, здесь много гробниц членов семьи Багратионов. Представленный, например, надгробный камень Егермейстера Багратиона-Мухранского — один из многих, который с момента установки выделяется своей первозданностью.

Прямо на нефе собора Светицховели находится множество надгробий грузинских царей и их родственников, в основном из династии Багратионов.

Багратион происходил из древнеармянской княжеской семьи Багратидов, основав старейшую династию грузинских царей в IX веке. К нему принадлежали знаменитые Давид Строитель, царица Тамара, Георгий Пятый и объединитель Грузии Ираклий II. Последняя подписала договор с Екатериной Великой о протекторате России, ее надгробие — одно из самых красочных в соборе Светицховели. Большинство плит устанавливаются заподлицо с полом храма, что несколько затрудняет движение, но не все обращают на них внимание.

Благоговение и венчание в храме Светицховели

Единственная надгробная плита, возвышающаяся над полом храма, недавно была изменена. На плите величественная фигура Вахтанга Горгасали с мечом в полный рост. Сохранившийся при Вахтангской базилике каменный трон используется как футляр для икон, на нем есть следы древних изображений, иконы в нем более современные. Как и почти во всех грузинских церквях, есть список Иверской иконы Божией Матери, но наиболее привлекательными раритетами Светицховельского собора признан фрагмент фрески Страшного суда, во многом необычный на картине образ южная стена.

Среди достопримечательностей собора Светицховели особо почитаются фреска Страшного суда и каменный трон католикоса, служивший футляром для икон.

В отличие от одновременно реалистической и мистической работы Микеланджело в Сикстинской капелле, местный Страшный суд довольно загадочен. Наиболее примечателен круглый фрагмент со знаками зодиака, который многими интерпретируется как признание астрологии. Это суждение опровергается отсутствием самой концепции астрологии при создании фрески. Желание видеть 12 апостолов в храме своего имени естественно, но это ангелы разной степени и херувимы. Мы также узнаем архангела Михаила с зеркалом на вершине круга.

Согласно состоянию нынешнего храма, в соборе Светицховели проводятся все христианские обряды, предусмотренные православным каноном. Здесь исповедуются в углу, крестят царя Мириана в фонтане, совершают обряд причастия (Евхаристии), обязательно: венчаются. Живость этого ритуала у грузин очень привлекательна, но многие прихожане даже не оборачиваются. Туристы также быстро проникаются свадебной церемонией, переходя к осмотру старинных и современных предметов. Угол со спины можно критиковать, но в остальном алтарный иконостас показать невозможно.

необходимо было сфотографировать грузинскую свадьбу сзади в соборе Светицховели, чтобы показать его современный и довольно скромный алтарный иконостас.

Высота алтарной преграды в грузинских церквях небольшая, довольно скромной формы, например, храм монастыря Джвари. Здесь, как и в соседнем, иконостас современный, каменный, с арками и колоннами с геометрическими мотивами. Изображение на одном уровне традиционной Святой Троицы, Богородицы с Младенцем, Христа и его 12 апостолов. Бесполезно искать что-то общее с русскими иконостасами, определенное сходство обнаруживается скорее с преградами греческих храмов. Снова приходит мысль о несостоятельности надгробий под ногами.

Что-то свадьба без цветов…

В Грузии не принято приносить цветы на свадьбу, тем более, что они не кричат: Горько! Торжественность и некоторая жесткость церковного обряда традиционны и исчезают в последующем праздновании. Однако серьезность церемонии, в частности серьезное отношение к ней супругов, гарантирует прочность брачного союза. Но это выходит за рамки обзора, из увиденного стоит отметить мужскую одежду и необычные облачения священника. Наряду с фресками собор Светицховели украшен множеством современных икон.

Торжественные минуты молодоженов не отвлекают прихожан от религиозных обрядов, от туристов - от обзорных экскурсий по собору Светицховели.

Особенно красочно выглядят Двенадцать апостолов, икона обрамлена деревянной рамой, сверху изображение Христа. На произведениях современной религиозной живописи присутствуют позолоченные рамы, не скрывающие содержания надписей, как на некоторых древних. За спиной священника — резная деревянная кафедра, дальше по продольной оси располагается еще один кусок дерева. Это престол Католикоса — Патриарха Грузинской Православной Церкви, до 2004 года его резиденцией был собор Светицховели.

Резной патриарший престол остается реликвией собора Светицховели, хотя недавно построенный Троицкий собор в Тбилиси освящен как собор.

Спинка трона оформлена аркой с ликами апостолов, маленькая внутренняя — евангелистов, в центре — символический крест Нино. Также можно рассмотреть изображение Столпа Жизни, другие важные детали, на следующем фото вид на престол в профиль. Главная святыня собора Светицховели в 17 веке была ограждена башенкой, или балдахином по-русски. Здесь были скандальные фрески, где на изображениях Солнца и Луны можно было увидеть таблички с инопланетянами даже с пассажирами в окнах.

Башня над могилой святой Сидонии, погребенной вместе с окровавленным одеянием Христа, считается чудотворной реликвией собора Светицховели.

После развешивания фресок с совершенно естественной интерпретацией с новейшей иконой изобретения уфологов были кардинально пресечены. Цветовая гамма свежего произведения религиозной живописи несколько необычна, но оригинальность и выразительность не отнять. Передача национального орнамента несколько стилизована, но серебро на синем смотрится красочно. Невидимы кедровый столб, пень, некогда мирровый ручей, и гробница Святой Сидонии со священной туникой Христа. Они оказались в вечном смятении, оставаясь оплотом православия в Грузии.

Столп Животворящий

Через некоторое время на могиле вырос кедр. Жители Мцхеты уже забыли о Сидонии и ее могиле, но заметили, что больные птицы и животные ели хвою и оставались здоровыми, и стали поклоняться дереву как божеству.

Спустя три столетия святая Нина, равная апостолам, пришла в Грузию с вестью Христа. С детства он хотел приехать в Иберию именно для того, чтобы поклоняться великому святилищу. Поэтому он обратился к царю Мириану с просьбой построить храм на месте гробницы Сидонии.

Из священного кедра вырезано семь колонн для деревянного храма. Однако одну из колонн не удалось сдвинуть с места, и из нее потекла благоухающая целебная мирра. Именно этот столб получил название «Светицховели», что в переводе с грузинского означает «животворящий столб».

Архитектурные элементы фасадов и соборной ограды

От истории перейти к архитектуре непросто, поэтому давайте добавим целебные свойства Столпа Жизни. Так переводится народное название собора Светицховели, хотя храм памяти Двенадцати Апостолов освящен. Кедр, выросший на гробнице, и оставшийся пень, построенный с навесом в 17 веке, творили чудеса исцеления. Они и по сей день восстанавливаются после молитвы в соборе, кажется, что все здание стало животворным, все элементы. Начнем осмотр с примерного западного фасада.

Детальный план западных фасадов собора Светицховели позволяет детально рассмотреть его декоративное убранство, выполненное тысячу лет назад.

Уже на фото из названия удивили разные уклоны крыши, воплотив в жизнь идею свадьбы в здании. При внимательном осмотре создалось впечатление, что это представляет собой взмахи крыльев птицы, они не синхронны в стае. Что касается декоративного оформления, то твердый камень здесь оказывается достаточно пластичным, даже пластичным. Достаточно четко выполнены сложные узоры орнаментов с изображением лианы, листьев и гроздей ягод. Это тем более удивительно, что твердость изображения сохраняется почти тысячелетие.

Наружный осмотр ограждения собора Светицховели

Для осмотра выбираем западную стену, как наиболее насыщенную из различных конструкций, составляющих комплекс забора. Сама стена довольно приземленная, но частые округлые зубцы изначально повторяются на верхнем срезе самой дальней башни. Интересна колокольня с глубокой стеновой аркой, возможно, запасной выход на крайний случай. Колонны, вставляемые по углам, добавляют оригинальности, необычный архитектурный элемент, нет доступа к звоннице снаружи.

К колокольне собора Светицховели примыкает старинная каменная стена, квадратный четырехугольник которой венчает круглая колокольня с коническим куполом.

Сама колокольня находится на верхнем уровне башни и сделана из совершенно другого материала. По форме это классический круг из восьми колонн, соединенных арками, с коническими концами. Вы можете увидеть подвесную балку с колокольчиками, вы даже можете увидеть веревки, привязанные к языкам. Внизу он выглядел как интересный столб с зажженными фонарями, словно увитый виноградной лозой, с замысловатыми узорами на кронштейнах. Карниз закрывает край следующего здания — въездные ворота в собор Светицховели.

Входная группа собора Светицховели напоминает ворота средневековой крепости, а с металлической пластиной, бычьими головами - из древней базилики.

Ворота наверху — настоящая входная группа довольно сложного устройства. Своеобразны удлиненные арочные ниши, прежде всего оригинальная треугольная форма и расположенные рядом граненые воздушные колонны. Между ними по центру три арки, центральная побольше, размер без оправы и лигатурных бокалов поражает воображение. Головы быков были установлены в 1970-х годах, найдены при изучении останков базилики Вахтанг Горгасали. Проходим на территорию под металлической плитой крепости.

Вход и звонница изнутри, и не только

Арка колокольни изнутри значительно ниже, под ротондой образован дополнительный уровень, явно имеется кладовая. Узкие окна во двор, вход с лестницы, массивное сооружение с арочными пролетами. Проходы между колоннами находим засоренными, звонки проникают в колокола из промежуточного отсека по внутренней лестнице. Отсюда лучше видна балка колокола, она имеет форму креста, спицы, скорее всего, жестко закреплены. Внизу полуразрушенная и почему-то не отреставрированная комната.

Те, кто зашли на территорию двора Светицховели, смотрят на тыльную сторону стены с лестницей входа на колокольню, рядом с государственным и церковным флагами.

Вход в собор Светицховели выглядит иначе, чем внешний, идентичность определяется только металлической пластиной в арке. Никаких архитектурных изысков, простая стена из драгоценного камня, никаких следов штукатурки. Только углы связаны с блоками боковых стен, балюстрады и двери, плюс два внизу указывают на жилую зону. Первый этаж во дворе намного ниже внешнего, два лестничных пролета поднимаются над спускающимися. Давайте хотя бы бегло осмотрим территорию, чтобы перейти к интерьерам.

Обширная территория храмового двора Светицховели достаточно удобна, но пейзаж оставляет желать лучшего.

Не впервые на территории собора Светицховели мы замечаем два установленных рядом флага — государственного и церковного. Однако это не означает, как в Греции, признание православия государственной религией. Отдельной статьей Конституции недвусмысленно признается его исключительная роль, но подтверждается его независимость от государства. Территория довольно бедно благоустроена, но для развлечения многочисленных прихожан и туристов установлено множество скамеек. Вдалеке мы видим крест Сан-Нино, а точнее его бронзовую копию.

Как добраться до Светицховели в Мцхете

Адрес места расположения аттракциона — Нареквави-Мцхета-вокзал, Мцхета, Грузия. Расстояние Тбилиси — Мцхета составляет 21 километр.

Добраться сюда из Тбилиси можно несколькими способами.

  • От метро «Дидубе» каждые 15-20 минут ходят маршрутные такси до Мцхеты. Собор легко найти на стоянке такси, так как он виден из многих частей города. Поездка занимает около 25 минут. Стоимость 1 лари — 1,5 лари.
  • Стоимость проезда на такси от центра Тбилиси до храма составит около 20–25 лари. Таксисты берут 50 лари за поездку в оба конца с учетом времени ожидания во время экскурсии.
  • С вокзала за 1 лари можно сесть на электричку. Расстояние от станции Мцхета до центра — 1,5 километра.

Собор открыт для посетителей ежедневно (8.00-19.00). Вход свободный.

Профессиональные русскоязычные гиды предлагают разнообразные экскурсии, в программу которых входит посещение Светицховели.

Название экскурсионной программы Время (час) Особенности Цена
«Мцхета — древняя столица Грузии» 2 Пешеход, турист 50–70 долларов
«Мцхета — очарование души» 4 Пешеход + машина, экскурсия 70 долларов США
«Мцхета — скальный город Уплисцихе» 5 Прогулка + машина, паломничество 130 долларов США
«Загадки древней столицы Грузии — Мцхеты» 4 Пешеход + автомобиль, экскурсионный, исторический 50 долларов США

Большинство туристов, посещающих Мцхету и ее главную достопримечательность, проживают в Тбилиси.

Посещение Светицховели вызывает желание прочитать классический роман Константина Гамсахурдиа «Рука великого мастера», в котором подробно рассказывается об историческом процессе строительства храма, становлении христианства и грузинского государства.

Особенности и уникальность

аналоги храму найти сложно. Его особенность заключается в отсутствии симметрии и любого порядка. Так, например, столбцы располагаются довольно хаотично и офлайн, как это принято. Интересно также, что собор был построен на месте полуразрушенных церквей и сохранил некоторые детали, что также подтверждает разные типы колонн. Это делает его уникальным. Двери Светицховели играют особую роль — они изображают, как ангелы устанавливают живительный столб.

Ссылка! Светицховели окружает двухуровневая крепостная стена в форме квадрата. Идея его строительства принадлежала царю Грузии Ираклию II. Эта информация содержится в тексте, высеченном над одним из входов в храм. Часть стены сделана из речного камня. Для постройки использовался кирпич.

В храме собрано множество религиозных артефактов, в том числе:

  • большое количество старинных фресок, многие из которых связаны с легендой о животворном столпе;
  • источник, в котором, согласно легенде, крестился царь Мириан;
  • 8 столпов, один из которых животворящий, важнейшая христианская реликвия;
  • царские захоронения;
  • плащ святого пророка Илии.

В кругах богословов бытует мнение, что местонахождение храма — это зашифрованное сообщение из прошлого.

Праздник

С храмом связан особый праздник туник — Светицховлоба, который здесь традиционно отмечают 14 октября.

Сокровища храма

Собор Светицховели (под этим именем вошел в историю) несколько раз перестраивался. В XI веке по инициативе святого Мелхиседека, католикоса-патриарха Грузии, была построена трехнефная церковь с четырьмя купольными столбами, фундамент которой сохранился до наших дней. Здесь похоронен святой Мелхиседек.

В 14 веке собор пережил нашествие монголов. В XV — землетрясение, разрушившее купол.

В 17 веке была возведена башня над могилой Святой Сидонии и Столпом жизни. Вокруг башни сегодня почти постоянно присутствуют верующие — они приходят сюда индивидуально и группами.

Второе святилище храма — это мантия (мантия) святого пророка Илии, которую он передал своему ученику, пророку Елисею, во время восхождения на небо на огненной колеснице. Святыню держали евреи Мцхеты, потомки которых позже приняли Христа. Сейчас накидка находится за центральным иконостасом, с правой стороны алтаря.

В Светицховели, в правом приделе, также находится частица мощей святого апостола Андрея Первозванного, проповедовавшего здесь еще в I веке.

В левом нефе собора находится колодец со святой водой. Правда, воду без благословения брать нельзя, но рядом всегда есть полное ведро и чашка.

Справа от входа находится баптистерий, где, по легенде, крестился сам царь Мириан. Крещения до сих пор отмечаются купелью.

Если пройти немного вперед от баптистерия, вы окажетесь рядом с часовней (она закрыта в нерабочее время) — это символическая копия гробницы Гроба Господня.

Монастырь Джвари

«Где, сливаясь, они шумят,
Обнимает как две сестры
Самолеты Арагви и Куры
Был монастырь. Из-за горы
И вот пешеход видит
Столбы рухнувших дверей
И башни, и свод церкви…»

так Лермонтов однажды описал древний монастырь Джвари, расположенный на Крестовой горе напротив Мцхеты («джвари» в переводе с грузинского означает «крест»).

С точки зрения важности для истории и религии Грузии, монастырь Джвари должен был быть в верхней части списка достопримечательностей Мцхеты, но, поскольку он расположен не в том же городе, что и Мцхета, а на горе над ним, в истории он был на последнем месте.

По мнению историков, именно здесь началась христианизация Грузии: будущей Святой Нино было видение и она установила на горе первый крест Грузии. Так христианство в Грузии впервые возвышается над язычеством: языческий храм находился под Крестной горой. Нынешнее здание монастыря Джвари предположительно находится на месте того первого креста Нино.

Монастырь Джвари считается шедевром грузинской церковной архитектуры, так как он был одним из первых, построенных с подобным расположением: «тетраконка» — крест с закругленными концами; позже это стало типичным для Грузии. Через узкие окна-бойницы свет падает прямо на кресты — а кроме этого света и крестов внутри почти ничего нет (и, скорее всего, не было): во времена христианизации страна была не особо его беспокоили внешние атрибуты, такие как фрески и фрески.

Из храма открывается отличный вид на Мцхету, собор Светицховели и слияние рек Арагви и Куры — здесь можно только согласиться с Лермонтовым:

Важно знать

Главный вход находится с западной стороны. Большинство других входов закрыты. Перед тем, как отправиться в храм, нужно позаботиться о дресс-коде, здесь к ним относятся довольно строго. Для женщин у входа есть корзина с платками, которой можно пользоваться, если нечем покрыть голову. Если вы женщина, вам не следует носить храмовые штаны. То же самое и с мужчинами в шортах.

Посетить собор можно двумя способами: самостоятельно или с услугами гида. Второй вариант предпочтительнее: гид познакомит вас с историей храма и его особенностями.

Светицховели открыт с 08:00 до 19:00 без выходных. Вы можете пройти его бесплатно, но требования к одежде довольно строгие.

Неподалеку можно посетить монастырь Самтавро.

Правила посещения собора

Существуют строгие правила посещения собора Светицховели. Женщины обязаны покрывать голову шарфом и носить юбку. Шорты, короткие юбки, открытые плечи категорически запрещены. Мужчины в коротких шортах, с открытым туловищем, плечами тоже не допускаются: планируя посещение собора, учтите это.

Если головных уборов или юбок нет, их можно купить или использовать в храме. В Светицховели, как и в любом другом храме, нужно вести себя адекватно, смиренно и тихо. Собор открыт ежедневно, режим работы с 8:00 до 19:00 без выходных. Входной билет не требуется, вход свободный. Туристические посещения во время богослужений запрещены.

Церковь в литературе и народных преданиях

Храм упоминается в произведении известного грузинского писателя Константина Гамсахурдиа. Роман «Рука великого мастера» рассказывает о строительстве церкви, истории Грузии и распространении христианства в стране.

Легенда об имени храма

Раввин Элиос, живший здесь в первом веке, присутствовал при распятии Иисуса Христа. После казни он купил у солдат кусок одеяния Господня (хитона) и отправился с ним в Грузию. Этот человек подарил святыню сестре Сидонии. Девушка притянула одежду Христа к груди и упала замертво. Ткань нельзя было вырвать у него из рук, и он был похоронен вместе с Сидонией.

храм внутри

Через некоторое время на садовой могиле вырос кедр, обладающий лечебными свойствами. Позже, когда царь Мириан III решил построить здесь церковь, из кедра вырубили и сделали 7 столбов для храма. Пень на месте дерева начал источать мирру. Люди до сих пор верят, что Столп помогает изгнать болезни, поэтому они называли его животворным и часто приходили сюда с молитвами. Один из важнейших христианских праздников в стране посвящен Чудотворной колонне и священному Хитону Господа в Грузии. Его отмечают два раза в год: летом и осенью.

Легенда о зодчем

Архитектор храма Арсукидз происходил из бедной семьи. Когда строительство собора Светицховели было завершено, мастеру отрубили руку. Говорят, на него оклеветали завистники. Хотя другая версия утверждает, что царь приказал архитектору отрезать руку, чтобы он не смог создать ничего подобного. На фасаде храма есть рисунок, рассказывающий об этом событии, и надпись, приглашающая вспомнить мастера.

Оцените статью
Блог о Грузии