- Происхождение
- Этнические грузинские мотивы в современной моде
- Папаха в современности
- Грузинский национальный костюм: описание
- Материалы, аксессуары и декор
- Праздничная национальная одежда
- Единственные в мире: традиционные грузинские национальные шапки
- Не просто шапка
- Мужчины
- Язык
- Аджарский костюм
- Особенности чеченской папахи
- Папаха. Традиционный головной убор народов Кавказа
- Мужская кавказская шапка из овчины
- Грузинская шапка из овчины
- Предназначение
- Особенности военной папахи
- Факты из истории
- Где сильны традиции?
- Грузинский национальный костюм: традиционная мужская и женская одежда, головные уборы, свадебное платье
- Особенности и характерные черты
- Мужской
- Женский
- Детский
- Жилище
- Женщины
- Как чеченцы носят папаху
- Интересное выражение
- Тот, кто любит чоху, любит свою страну
- Женский национальный костюм
- Нижнее платье
- Верхнее платье
- Грузинская шапка из овчины
Происхождение
Никто точно не знает, когда шляпы впервые появились на Кавказе. В статье, опубликованной учеными из Академии наук Чеченской Республики, представлена интересная легенда о происхождении этого головного убора, рассказанная ветеранами Вайнаха. По сюжету, в VII веке чеченцы, слышавшие о проповеди Мухаммеда, отправились на Аравийский полуостров, чтобы принять ислам. Маршрут был не коротким, и когда альпинисты достигли Медины, их ноги были насмерть перерезаны. Увидев паломников в таком плачевном состоянии, Посланник Аллаха дал им каракулевую шкуру, чтобы обернуть им ноги. Но чеченцы решили, что шкуры слишком красивы, и их уважение к Мухаммеду не позволило им последовать его совету. Вместо этого кавказцы решили из каракуля сшить высокие шляпы, чтобы носить их с гордостью.
Этнические грузинские мотивы в современной моде
Сейчас в Грузии возрождается несколько забытая традиция одежды. Кроме того, во всем мире растет интерес к ее национальным костюмам. Особенным спросом пользуется традиционная чоха. Люди в этой одежде ходят не только по национальным праздникам. Его надевают на любое праздничное мероприятие. И даже сейчас свадьбы в Грузии проходят только в национальных костюмах.
Их различные элементы, характеристики покроя, аксессуары до сих пор используются при пошиве даже современной одежды. В Грузии придерживаются традиций в цветах, в украшении предметов гардероба. Очень популярна одежда черного, серого и белого цветов, популярна ручная вышивка. В то время как традиционная одежда редко встречается в городах, мужчины по-прежнему носят шляпы и чокхи в горных регионах, а женщины носят длинные платья.
Национальная одежда — это отражение истории и обычаев народа. Те, кто ценит эти концепции, ценят это. В Грузии не теряют связи со своими традициями, поэтому не забывают об особенностях костюма, используя его элементы на праздниках и даже в повседневной жизни.
Папаха в современности
Сейчас ищем ответ на все вопросы в Интернете. Погуглите «шапка» — увидите множество предложений о продаже этой шапки. В них полно разных интернет-магазинов, предлагающих меховые шапки черного, белого, коричневого, серого цветов. Как известно, спрос рождает предложение. Раз уж есть такое щедрое предложение, значит, шляпы популярны и в наше время.
Кто покупает такие головные уборы, и для кого мастера Кавказа шьют головные уборы, каждая из которых является эксклюзивной?
- В первую очередь, это артисты национальных песенно-танцевальных коллективов.
- Даже жители горных деревень, хранящие традиции своих предков, покупают и носят головные уборы.
- Генералы и полковники российской армии продолжают носить головные уборы из разных видов каракуля.
Некоторые известные кавказцы также занимаются популяризацией национального головного убора.
- Махмуд Эсамбаев, танцор, солист Большого театра, народный артист СССР, не снимал каракулевую трухменку до конца своих дней, также участвуя в заседаниях Верховного Совета. Исключение сделали только театральные постановки.
- Хабиб Нурмагомедов, российский борец, действующий чемпион UFC, много лет подряд носит шляпу на публичных мероприятиях. Даже на ринге он стоит в национальном головном уборе, пренебрегая требованиями спортивных клубов рекламировать свою продукцию. Хабиб с гордостью отвечает, что перед битвой он наденет шляпу своих предков. После одной из его громких побед в октябре 2021 года спрос на них вырос в 16 раз.
Модные женские шапки из песца, чернобурки или другого меха с высокой макушкой и плоским круглым низом называются кубанками, они являются разновидностью трухменки и скроены по ее подобию. Кубанка также время от времени появляется в мужском гардеробе. Один из модных трендов — легкая каракульча. Вязальщицы имитируют крой плотной вязкой.
Очень интересно и современно выглядят мужчины и женщины в шляпах. Эта шляпа навсегда: придавая высоту и создавая гордую осанку, она всегда будет оставаться в моде.
Грузинский национальный костюм: описание
Первоначально чоху делали из верблюжьей и овечьей шерсти. Теперь это приталенная верхняя одежда из хлопка или синтетической ткани со свободным подолом.
Платье застегивается на пуговицы до талии. На груди декоративные вставки в виде газаторов. Наряд завершают кожаный пояс, на котором свисает дамасский стальной штоф, и аксессуары из серебра.
Рукава костюма закрывают мужские руки на тыльной стороне ладони и выполняют более декоративную функцию. При необходимости их можно закатать до плеч, так вы получите своеобразный шарф, характерный для одежды.
Грузинский национальный костюм «Чоха» выпускается в 6 оттенках. Туристы предпочитают покупать фиолетовое платье, а местные жители выбирают классику — черное и белое. Также в продаже есть чоха в сером, бордовом и синем цветах.
Материалы, аксессуары и декор
Они шили традиционную одежду из натуральных материалов. Чаще всего это сатин, сатин; среди бедняков чаще использовались обычное льняное полотно и шерсть. Богатые использовали импортные ткани — шелк, бархат. Для зимней одежды использовались ткани, кашемир, натуральный мех.
В грузинских национальных костюмах есть особенности не только кроя одежды. У них было много украшений и аксессуаров, которые были необходимы как к мужской, так и к женской одежде:
- головной убор прикрывал волосы, а в женском варианте — шею и лицо;
- женский пояс был широким, длинным, украшенным вышивкой, а в мужском платье всегда были подвязки для рук;
- всю одежду украшали тесьмой, вышивкой;
- сочетали разные фактуры, присутствовали меха и шкуры;
- длинные рукава часто укорочены.
Женщины украшали себя коралловыми, жемчужными или янтарными бусинами или серьгами. Макияжа почти не было, но брови почернели, щеки покраснели.
Отличительной особенностью мужской одежды является наличие на груди специальных карманов, называемых газовыми ящиками — небольшие отсеки для патронов.
Праздничная национальная одежда
Праздничные наряды отличались богатством украшений, даже бедные сословия для замужества старались лучше украсить платье. Одежда жениха была простой: белая рубашка, традиционные брюки и чоха. Но для этого использовались дорогие ткани: атлас, атлас, кашемир, сукно. Поверх него он носил расшитый золотом плащ. Обязательным атрибутом был пояс, украшенный вышивкой, а также перстень для кинжала.
Платье невесты было полностью белым. Его шили из атласа или шелка. Обязательным элементом были широкие длинные рукава. Для удобства они были созданы двойными: верхние обрезаны, открывали руку до локтя, но под ними также был рукав, так как не позволял обнажать кожу.
Платья невесты имели традиционный крой, но были более богато декорированы. Их обязательно вышивали шелковой, золотой или серебряной нитью, бисером. Широкий пояс также обработан вышивкой. На женщине была бархатная кепка и кружевная вуаль.
Единственные в мире: традиционные грузинские национальные шапки
Богатство грузинской культуры отражается в разнообразии национальной одежды, в том числе головных уборов. В каждом регионе Грузии есть свой традиционный вариант. Иногда они отличаются друг от друга не только формой и рисунком, но и назначением. Мы расскажем вам о самых известных их разновидностях.
- Хевсурская шапка связана крючком из смесовой пряжи. Он отличается от других очень изящным внешним видом: стены головного убора обычно украшают вышивкой в виде крестов — национального орнамента. Украшением также могут служить бусины или аппликации.
- Сванская шапка имеет круглую форму. Для шитья используется войлок. Носят его в любое время года: зимой густая шерсть защищает от мороза, а в летние месяцы — от палящего солнца.
- Кахетинская шапка, как и предыдущая, изготовлена из шерстяного фетра. В целом шапки очень похожи, но кахетинский вариант может быть только белым или черным. На родине его называют «кахури».
- Кабалах — шапка родом из Мингрелии. По форме он существенно отличается от предыдущих и напоминает платок или накидку на голову. Связано из тонкой шерсти. Концы полотна удлиненные, на капюшоне пришита кисточка.
- Папаха — один из самых известных головных уборов в странах Закавказья. Его шьют из каракуля или овечьей шерсти в зависимости от породы. Кстати, их очень много. Самая общая классификация делит все разновидности на классические (чебанские), казачьи и каракульские. Последние считаются наиболее ценными. Для грузин папаха — это не просто головной убор, защищающий голову от холода или солнечного удара, это настоящее олицетворение мужественности и благородства. Считалось, что такой головной убор должен быть у любого кавказца. Их тщательно охраняли и передавали по наследству.
- Чихтикопи относится к женским головным уборам. Это полоска ткани с пришитой к ней вуалью. Декорирован бусинками. Длинные косы должны быть видны из-под фаты.
- Папанаки — это оригинальный предмет национального гардероба, а не шляпа. Он был популярен как у мужчин, так и у женщин Имерети. По форме это круглый или четырехугольный кусок шерстяной ткани. Он застегивается на голову шнурками под подбородком. Папанаки всегда богато украшают вышитыми орнаментами, бусинками или тесьмой.
Такие головные уборы часто встречаются в традиционной грузинской одежде.
Традиционная обувь
Обувь в Грузии также различалась по классу, географическому положению, достатку. Например, в горных районах носили хитеби. Это вязаные носки на меховой подошве. К тому же мех был наружу, чтобы ноги не скользили.
В городах основной традиционной обувью грузин были коши. Это туфли на плоской подошве с загнутым носком. У женщин они были из бархата и на высоком каблуке. Зимой носили ичиги — сапоги на меху. Они были кожаные и имели мягкий носок. Состоятельные мужчины носили мщение или цаги — высокие кожаные сапоги. Часто их украшали драгоценными камнями.
Обувь каламани была распространена среди бедняков. Их носили женщины и мужчины. Летом их ткали из полос войлока или кожи, а зимой делали из цельного куска этих материалов и связывали шпагатом. Жители среднего класса носили пачули из мягкой кожи.
Не просто шапка
Шляпа — это не просто шляпа. Ни на Кавказе, откуда он родом, ни у казаков шапка не считается обычным головным убором, задача которого только согреться. Если посмотреть поговорки и пословицы о шляпе, можно уже многое понять о ее значении. На Кавказе говорят: «Если голова цела, на ней должна быть шапка», «Шапку носят не для тепла, а для чести», «Если не с кем посоветоваться, советуйтесь с шапкой». У казаков есть пословица, что для казака главное — сабля и шапка.
снимать головной убор разрешается только в особых случаях. На Кавказе почти не бывает. Нельзя снимать шляпу, когда кого-то о чем-то спрашивают, единственное исключение — когда они просят прощения за вражду. Специфика шляпы в том, что она не позволяет ходить с опущенной головой. Она как бы сама «воспитывала» человека, заставляя его «не гнуть спину». В Дагестане тоже была традиция делать подношения с помощью шляпы. Когда молодой человек хотел жениться, но боялся сделать это открыто, он мог выбросить шляпу из окна девушки. Если шляпа долго не летела обратно, юноша мог рассчитывать на благоприятный результат.
Снять шляпу с головы считалось серьезным оскорблением. Если в разгар спора один из противников бросал шляпу на землю, это означало, что он был готов держаться до смерти. Шапку можно было потерять только с головой. Именно поэтому в шляпах часто носили драгоценности и даже украшения.
Интересный факт: известный азербайджанский композитор Узеир Гаджибеков, идя в театр, купил два билета: один себе, другой на шляпу.
Мужчины
Тот, кто даже не имеет ни малейшего представления о культуре Грузии и Кавказа, ассоциирует этот народ с черкесом, его еще называют грузинской чохой. Члены грузинских фольклорных коллективов часто выступают в классической черной одежде. Танец демонстрирует непревзойденную красоту и царственное величие убранства.
это приталенная верхняя одежда со свободным подолом. Не на полу, а чуть ниже колена. Сверху, до талии, застегивается плотно. Грузинский костюм украшен на груди вставками — газовыми ящиками, специальными отсеками для газов (пороховыми).
Воротник в основном отсутствует. Но у некоторых моделей может быть аккуратная поддержка. Князья Тбилиси украшали чоху вышитым фамильным гербом и даже могли танцевать в них.
На кожаном поясе верхней одежды обязательно должна быть булатная сталь для кинжала или сабли и серебряные украшения. В гардеробе женщин также может быть одежда чоха. Даже сегодня его носят на свадьбах или официальных мероприятиях.
Другой вид верхней одежды, для изготовления которой использовался бархат и украшался мехом, называется куладжа. Его надевали представители знатных семей по торжественным случаям. Шапка на голове гармонично сочеталась с ней. На морозе грузины носили мех, расшитый золотом или серебром, его называли пабади или курка.
Грузинский мужской национальный костюм — это сборник нескольких элементов. На верхней части тела мужчины кладут руки на нижнюю рубашку из ситца и холста. Также — нижние и верхние брюки (шали), которые обычно шили из ткани. Часто вся одежда шилась из прочных материалов, что позволяло носить ее годами. И за долгий период эксплуатации он не потерял своего внешнего вида и практичности.
Сверху одевают Архалука, затем черкесскую шубу или другое верхнее платье. Грузинская знать носила шелковую каба. Отличительной особенностью является украшение шелковым шнурком черного цвета. Получились пуговицы на манжетах и груди.
Гордый воинственный народ был обязан носить оружие, чтобы в любое время защитить свою честь и достоинство. Даже бедняки пытались обзавестись кинжалом, который был гордостью грузина. Благороднейшие дворяне в особых случаях носят на поясе саблю и пистолет.
Когда девочке было семь, у нее уже должен был быть грузинский костюм для девочки. Это было похоже на женское платье, украшенное орнаментом и вышивкой. Но без излишнего блеска. Учитывая активную подвижность детей, платье приобретает укороченную длину, что делает его более комфортным. Рукава открывают ладони. Он был выполнен в ярких тонах в отличие от более целомудренной одежды взрослых.
Язык
Сваны говорят на сванском языке (лушну нин), он относится к отдельной сванской группе картвельских языков. В сванском есть несколько диалектов, четыре диалекта, разделенных на 2 группы:
- верхние — это Нижний Бал и Верхний Бал;
- нижние — Лентехский, Лашский.
На этом языке нет письменности; для письма носители языка сваны используют грузинскую графику и латинский алфавит. В 1864 году был издан сванский алфавит на грузинском языке, но этот алфавит не прижился.
В сване много заимствований из мегрельского и грузинского языков. Все носители сванского языка двуязычны и хорошо говорят по-грузински.
Аджарский костюм
Коротко об их традиционном костюме: без излишеств. Действительно, посмотрите фото и все поймете. Все выглядит красиво и главное рационально.
Мужской костюм состоит из рубашки и широких брюк из шерсти или черного атласа специального покроя. Широкий верх и узкий низ брюк не сковывали движений всадника. Поверх рубашки надевали жилет в тон брюкам. Самой узнаваемой и в то же время дорогой частью мужского костюма была чоха с воротником-стойкой и рукавами по центру локтя. Чоху опоясывали кожаным поясом или светящимся поясом. Образ рыцаря дополняли патронташ, кинжал и винтовка.
Женское платье невероятно красивое и функциональное. Он состоял из длинной рубашки синего или красного цвета до щиколотки и широких брюк. Поверх аджарки на ней было платье-качалка из оранжевого ситца. Дополнял национальный костюм шерстяной фартук. Голову грузинки украшал ситцевый платок, угол которого обязательно закидывался через плечо, закрывая шею. Сверху надевали еще один шарф, закрывающий большую часть лица. С 12 лет девушки Аджарии носили белую чадру, которой закрывали лицо.
Особенности чеченской папахи
По-чеченски папаха называется холхазан или сурам куй, что переводится как каракуль. Если лингвисты спорят о происхождении слова «сурам куй», то «холхазан» — это чисто вайнахская лексема, основанная на основе «холхоз» («каракуль»). Каракуль был завезен в горы издалека, поэтому головные уборы богачей, сделанные из этого материала, назывались «бухарскими». Менее обеспеченные чеченцы довольствовались головными уборами из обычной овчины.
В Чечне головные уборы шили очень высоко и расстилали сверху. Поверх бархатного или шерстяного низа была полоса высотой 19 см и больше. Этот крой отличал чеченские головные уборы от головных уборов соседних народов. Даже у близких к чеченцам ингушей шляпы ниже — ученые связывают это с осетинским влиянием. Кстати, у казаков тоже есть укороченная папаха, так называемая «кубанка». Труднее было надеть высокую шляпу, которая выработала у горцев правильную и гордую осанку.
Папаха. Традиционный головной убор народов Кавказа
Папаха — традиционный головной убор горских народов Кавказа, некоторых народов Средней Азии и казаков всей России. Следует сразу отметить, что шляпа никогда не была простым головным убором.
Именно про шляпу горцы придумали такие поговорки: «Шляпа не для тепла, а для чести», «Если не с кем посоветоваться, посоветуйтесь со шляпой», есть поговорка, что две самые важные вещи для казака — сабля и шапка.
Например, известный советский и чеченский танцор Махмуд Эсамбаев никогда не снимал шляпы. Он был единственным человеком в СССР, которого можно было сфотографировать по паспорту с головным убором.
Мужская кавказская шапка из овчины
Дело в шляпе.
Слово происходит из турецких диалектов, «папах» (правильная версия названия) означает «шляпа». Иногда ее называют Трухменкой.
Из статьи в Большой советской энциклопедии можно почерпнуть информацию об истории этого оригинального головного убора:
- издавна шапки кавказских народов шили из ткани, фетра, меха;
- в 18 веке шляпа носили не только мужчины, но и входили в женский гардероб;
- с начала 19 века военные, базирующиеся на Северном Кавказе, вводили его в свою форму;
- с середины XIX века высокая меховая шапка официально стала зимним головным убором в казачьих войсках;
- перед Великой Отечественной войной право ношения каракульской шапки было предоставлено высшим офицерам Красной Армии, начиная с генерал-майора и выше;
- во время войны к этому списку добавлялись полковники всех родов войск.
Грузинская шапка из овчины
Уважающий себя кавказский мужчина всегда носил головной убор. В большинстве случаев это была шляпа. Мужчина в ней всегда казался гордым и благородным.
Эта шапка универсальна: летом не жарко, а зимой не холодно. Он скроен таким образом, чтобы вы держали спину прямо.
Сырье для производства — баранина, овечья или козья шерсть. Из шкур ягнят сшили специальные образцы.
Трухменки делятся на следующие виды:
- Каракуль — самый качественный и самый дорогой. Сшивается из большого хвоста, меха будущих ягнят и каракуля, меха новорожденных ягнят. Это самый желанный подарок для любого кавказца. Это означает статус и уважение других.
- Чабанский — это обычный кавказский головной убор, иногда называемый «народной шапкой». Он сшит из щетинистой овчины, завитки могут спускаться ко лбу и закрывать глаза. Он удобен для выпаса (ни холодного, ни жаркого) и при необходимости справится с ролью подушки.
- Казак: низ имеет тканевую основу красного или синего цвета с белым крестом, символизирующим Православие. Готовясь к бою, солдаты клали в нижний карман стальную пластину — манжету, защищавшую от удара саблей. Пользуется популярностью у кубанских и терских казаков.
Предназначение
Головной убор для мужчины всегда был особой гордостью. В гардеробе кавказцев может быть не одна трухменка. Меховые шапки бережно завертывались в чистую ткань и передавались из поколения в поколение. Обычно у каждого события были свои:
- на каждый день — темный или коричневый;
- для свадеб и вечеринок — белый;
- на похороны — черный.
Несколько интересных фактов о традициях кавказских народов, связанных с папахой.
- Выходить из дома без головного убора считалось недопустимым, а появление на свадьбе с непокрытой головой было высшим неуважением к молодоженам и всем присутствующим.
- Молодые люди часто делали предложения девушкам оригинально: кидали шапки из открытого окна. Если шляпа вернулась, это означало отказ.
- Головной убор не должен был срываться с головы в целости и сохранности. По этому поводу есть народные поговорки и пословицы.
- Заявитель даже не снимал Трухменку на камеру, за исключением случаев, когда он просил прекратить вражду или войну.
- Ввергнутый в жар спора, это означало последнюю ссору: хозяин был уверен, что прав.
Говорят, папаха служит сейфом. Проверять не стоит: сбитая шляпа считается у кавказцев оскорблением.
Особенности военной папахи
Между отцами была разница в военной технике. Благодаря этому головному убору можно было определить, к какому полку принадлежит военнослужащий.
Например, казаки Сибири носили шапки конусовидной формы с коротким мехом, а донские военные украшали головные уборы вышитым крестом, показывая всем свою принадлежность к православной вере.
У донских казаков папаху почтительно называли «кубанским казаком». Верх их фуражек обязательно был алым. В некоторых воинских частях предпочтение отдавалось меховым шапкам паршивой овцы. Их стек традиционно был длинным.
Факты из истории
На рубеже веков (19 и 20) для изготовления головных уборов использовались не только овчина и козий мех. Достоинство человека подчеркивали шкуры волка, медведя. В некоторых случаях шапку из меха кенгуру можно было увидеть на голове у представителей сильного пола.
В армии русских солдат тоже была меховая шапка. Позже, в послереволюционный период, меховые шапки были заменены на «буденовку», а 1936 год стал годом обновления меховой шапки как части военной формы, с тех пор шапка прочно вошла в военную одежду. Голова была защищена от ударов, так как папаха значительно смягчал удары.
Маршал Советского Союза Г.К. Жуков в овчине и папахе, 1944 г
Где сильны традиции?
Шапка кавказских национальностей всегда была традиционной и классической. Именно Кавказ славился секретами изготовления таких головных уборов. До сих пор на Кавказе сохраняется традиция ношения пап.
Известные люди бережно относятся к этим традициям и всячески их хранят, демонстрируя использование этих головных уборов на публике. Хабиб Нурмагомедов, русский боец из Дагестана, постоянно появляется перед своими боями в меховой шапке, которая уже получила специфическое название — «Шляпа Хабиба». Хабиб уважает своих людей и их культуру.
Хабиб Нурмагомедов в меховой шапке
Грузинский национальный костюм: традиционная мужская и женская одежда, головные уборы, свадебное платье
Со временем народные костюмы были вытеснены из культуры, сейчас в них выступают только фольклорные коллективы, танцоры, иногда их надевают на свадьбу.
Особенности и характерные черты
Грузинский национальный костюм отражает характер, сословную принадлежность и этнические нормы представителей этого народа. Одежда различалась в зависимости от климата, социального положения и повседневной жизни. Также было несколько повседневной и праздничной одежды для детей, женщин и мужчин.
Основные черты грузинского национального костюма появились в IX веке. Так он отличился скромностью и строгостью. Он подчеркнул особенности характера представителей народа, их гордость, силу и стойкость. Изначально такие особенности в одежде появились на Южном Кавказе. Они стали носить особое платье, которое называлось «чоха». Это универсальный предмет одежды для мужчин и женщин, который можно носить повсюду. Сначала традиционная одежда была изысканной, но постепенно она стала более строгой, закрытой. Рукава были удлинены, и в них использовалось меньше украшений. Строгость и простота кроя сделали одежду удобной. Только на свадьбу старались надеть более элегантную одежду.
Для богатых костюмы шили из дорогих материалов: шелка, атласа, бархата, меха. В качестве украшения использовались золотые нити и жемчуг. Украшением платьев служили вышивка, кружево, пуговицы, плетеные шнуры, нашивки, накладные карманы. Пояс был обязательным как для мужчин, так и для женщин. Одежда простых людей была из более дешевых материалов: ткани, атласа, льна или холста.
Черный и белый — традиционные цвета грузинских костюмов. Их использовали в любых занятиях, на праздниках, в быту. В отделке использовался бордовый или серый цвет. Для богатых шили одежду синего, зеленого или красного цвета. Женщины в отпуске могли использовать более яркие цвета.
Мужской
Грузинский мужской костюм был многослойным. Акцент делался в основном на широкие плечи мужчины. Одежда состояла из нескольких элементов:
- Майка перанга обычно была белой.
- Надели два штана. Нижние — шендиш, верхние — шали. Они были свободны.
- Чоха (черкесская) была обязательным элементом костюма. Традиционно он был черным, серым или коричневым. Праздничные чохи могли быть белыми или синими. Они были опоясаны кожаным поясом, к которому был прикреплен кинжал. Длина чохи ниже колен.
- Дворяне носили куладжу во время праздников. Это своеобразное короткое бархатное платье, которое надевается поверх одежды.
- Традиционная одежда включала короткие архалуки, рубашку с воротником-стойкой.
- Особенностью каба был разрез на рукаве. Он развернул руку от плеча до локтя и сжал запястье, сомкнув пальцы.
- Зимой шили теплые вещи из меха. Мужчины были одеты в шубу, куртку или плащ без рукавов из ткани падиби.
Чоха — обязательный элемент мужского костюма. Без него считалось неприличным выходить на улицу даже в летнюю жару.
Женский
Женский национальный костюм отличается нежностью и колоритом. Он призван подчеркивать красоту фигуры, поэтому создавался с узким лифом и четко очерченной талией. Обязательным элементом был длинный и широкий пояс, украшенный традиционным орнаментом. Женская одежда была многослойной, что не лишало ее элегантности.
Традиционный грузинский женский костюм имел несколько обязательных элементов:
- Верхняя одежда называлась катиби. Его шили из бархата или шерсти, имели меховую подкладку или простегали из хлопка. Рукава были разделены, а на талии была элегантная застежка.
- Длинные платья назывались картули и носили все женщины. С помощью шнуровки их сделали тугими. Спереди был глубокий вырез, который закрывался вставкой контрастного цвета. Лиф платья украшали тесьмой, жемчугом, вышивкой бисером или золотой нитью.
- Под платьем обязательно должно быть нижнее белье: рубашка и брюки-перанга.
- Голова и лицо женщины покрывали носовым платком багдади или вуалью из тюля лечаки.
В отличие от повседневной одежды, свадебное платье невесты было полностью белым. Его украшали золотой или серебряной вышивкой. Он казался богатым даже среди простых крестьян.
Костюм аджарца немного отличался от традиционного. Женщины этой этнической группы носили шорты и длинную рубашку красного или синего цвета. Сверху было надето яркое платье простого покроя и шерстяной фартук. Лицо обязательно закрывалось вуалью.
Детский
Традиционно детские народные костюмы были похожи на взрослые, но сделали их проще, без обилия украшений и декоративных элементов. Младенцы более подвижны, активны, поэтому их одежда была короче и менее многослойной. Кроме того, допускались более яркие цвета.
Девушки носили традиционную одежду, но без роскоши. Вышивка и украшение делались вручную, с 5 лет занимались вышивкой. До 13 лет юбки могли быть короткими, по центру голени, а рукава открывали запястья. Одежда мальчиков повторяла мужской наряд, но тоже без обилия украшений. Чоха делалась выше колен для комфорта.
Жилище
Сваны строили двухэтажные дома (мачуи), стены возводили из камня без анкеровки, или строили дома из кос и покрывали глиной. Зимы в горах суровые, поэтому все животные жили с людьми под одной крышей. Первый этаж предназначался для женщин и скота, второй жил для мужчин и находился сарай. В доме для беременных была отдельная комната, все спали на скамейках. В ходе курса в доме был создан коридор, из которого в дом вели два-три входа. Отсюда происходит сванская пословица «Слева женщины, справа коровы». Дом отапливался камином, на котором готовилась еда. Дворы с домами были окружены каменной стеной высотой 3 метра.
Женщины
Женский грузинский костюм отличается особой женственностью и изяществом, уникальными деталями. Грузинские платья длинные, нарочито подчеркивающие талию, руками мастериц они отделаны золотыми тесьмой, бусинами, жемчугом и вышивкой. Лиф был обтягивающим. И неизменный атрибут: пояс был из бархата или шелка, концы вышиты золотом, а легкие ленты ниспадали по всей длине юбки.
На фотографии из древних времен в Тбилиси не видно цветов радуги. Но на самом деле они были другими. От скромных и достаточно классических черно-белых до ярких: синего, зеленого, желтого, красного. Верхняя одежда грузинских женщин: катиби шили из шелка или бархата. А войлочная подкладка утеплялась стеганой ватой или мехом.
Как чеченцы носят папаху
И по сей день каракуль символизирует мужскую честь и достоинство. Чеченские мужчины носят головной убор, чтобы подчеркнуть свой высокий социальный статус, так как он визуально увеличивает рост человека. После смерти чеченца шляпа переходила к его сыну или брату, а если не было наследников, наиболее уважаемые члены тейпа забирали ее из рук вдовы.
Качество кроя для чеченцев имело большое значение, на шапку денег не жалели. Изготовление головных уборов всегда было важным ремеслом вайнахов. Но со шляпой обращаются осторожно. На ночь принято ставить его на стеклянную банку и для хранения обертывать тканью.
«Перед тем, как надеть шапку, ее обязательно нужно было осмотреть, стряхнуть видимые и невидимые крупинки, расстелить мех и буквально двумя пальцами положить на голову», — пишут исследователи чеченских обычаев.
Горцы говорили, что «носят шляпу не для тепла, а для чести». По этой же причине в доме не снимали шляпу, хотя было жарко. Эта традиция имела негативные последствия. Когда чеченцев и ингушей сослали в Казахстан, сотрудники НКВД распространили самые нелепые слухи среди местных жителей: мол, новоселы едят людей и носят на головах рога. Чтобы убедиться в этом, казахи иногда пытались снять шляпу с кавказцев. Это приводило к дракам и даже убийствам, поскольку считалось недопустимым посягательством на честь. Однажды в ходе такого конфликта командир города Алга Актюбинской области был убит чеченцем Жавлади Джанаралиевым. Казах приехал из высокогорья во время празднования Курбан-байрама и стал рвать шляпы у уважаемых старейшин, прося показать ему «рога». Джанаралиев защищал своих соотечественников и убил командира, за что был приговорен к 25 годам лишения свободы.
Интересное выражение
Иногда целенаправленные наблюдения, используемые людьми, прочно включались в использование речи, теряя свое первоначальное значение. Это произошло с выражением, тесно связанным с именем папаха.
Раньше к этому оригинальному головному убору пришивали чепчик клиновидной формы. Внутри разместили металлические пластины. Они были предназначены для защиты воинов от ударов острым холодным оружием — саблями или пешками.
Тумак нельзя было пробить, а когда пришло время рукопашного боя, браслет превратился в грозное оружие. Этим самодельным защитным устройством можно было поразить врага. Так родился термин «наручники».
Кубанское Казачье Войско
Тот, кто любит чоху, любит свою страну
именно чоха считается лучшим образцом народного костюма, сочетающим грузинский фольклор и традиции. Это не только мужской костюм, есть еще и женская вариация.
Впервые чоха появилась в конце IX века в деревнях Южного Кавказа. Название появилось под влиянием персидской экспансии. Чоха переводится как «ткань для одежды». Но чаще его называли «талавари».
В последние годы чоху носят не только как свадебное платье, но и на официальных и торжественных приемах.
Женский национальный костюм
Чеченка сама по себе скромность, целомудрие и красота. Девочки никогда не показывают свое тело посторонним глазам. Такое поведение отражается в кроем традиционного костюма.
Женский костюм очень разнообразен по цветовой гамме.
Женщины постарше носят платья более спокойных тонов, а девушки — платья самых разных цветов и оттенков, украшенные золотыми и серебряными нитями и дорогими камнями.
Женская одежда состоит из четырех обязательных частей.
Нижнее платье
Он имел форму туники и доходил до щиколоток. Притянутый к талии, он немного расширяется внизу, образуя легкие плавные складки. На груди был небольшой разрез, а на шее был воротник-стойка с маленькой пуговицей. Нижнее платье всегда отличалось очень длинными рукавами, доходящими до кончиков пальцев.
Такое платье можно было носить с широкими брюками и свободно выходить, конечно, дополнив наряд соответствующим головным убором.
Нижнее белье было скромным, а женщины украшали его специальными нагрудниками. Их заказывали мастера и носили пришитыми поверх туники. Для украшения использовались серебряные и золотые нити, а также драгоценные и полудрагоценные камни. Внешний вид нагрудника отражал материальное благополучие семьи.
Верхнее платье
Это было похоже на кафтан или длинную мантию. У него не было воротника, а грудь открывалась так, что были хорошо видны красивые нагрудники. На талии он застегивался на небольшие крючки, в результате чего женская фигура приобрела очень женственную форму.
У народов Кавказа есть поговорка: «Если тебе не с кем посоветоваться, посоветуйся со своей шляпой». Почему такое значение придается головному убору и что он собой представляет в жизни горца, мы расскажем в этой статье.
Дело в шляпе.
Слово происходит из турецких диалектов, «папах» (правильная версия названия) означает «шляпа». Иногда ее называют Трухменкой.
Из статьи в Большой советской энциклопедии можно почерпнуть информацию об истории этого оригинального головного убора:
- издавна шапки кавказских народов шили из ткани, фетра, меха;
- в 18 веке шляпа носили не только мужчины, но и входили в женский гардероб;
- с начала 19 века военные, базирующиеся на Северном Кавказе, вводили его в свою форму;
- с середины XIX века высокая меховая шапка официально стала зимним головным убором в казачьих войсках;
- перед Великой Отечественной войной право ношения каракульской шапки было предоставлено высшим офицерам Красной Армии, начиная с генерал-майора и выше;
- во время войны к этому списку добавлялись полковники всех родов войск.
Грузинская шапка из овчины
Уважающий себя кавказский мужчина всегда носил головной убор. В большинстве случаев это была шляпа. Мужчина в ней всегда казался гордым и благородным.
Эта шапка универсальна: летом не жарко, а зимой не холодно. Он скроен таким образом, чтобы вы держали спину прямо.
Сырье для изготовления — баранина, овечья или козья шерсть.
Из шкур ягнят сшили специальные образцы.